Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

НЕ столько про Мартина, сколько про разницу подходов вообще.

https://mag-m.com/kino/martin-protiv-sczenaristov-kak-«igru-prestolov»-sgubilo-gollivudskoe-myishlenie.html?fbclid=IwAR0ETa7ErW3JshjnR4STjMukGUaJFt6_NX-hhAFDc1kWirkIh_ZvFsv9L-o

https://www.mirf.ru/serial/martin-protiv-scenaristov-kak-igru-prestolov-sgubilo-gollivudskoe-myshlenie

...Каждый раз, столкнувшись с очередной сюжетной развилкой, Мартин задаётся вопросом: как должен поступить персонаж, оказавшись в данных обстоятельствах, столкнувшись с данным выбором? И если естественное решение отличается от ранее намеченного пути, то Мартин его меняет. А потом годами пытается распутать миэринские узлы, возникающие из-за того, что персонажи слишком отдалились от первоначального замысла и разбежались по всей карте.

Бениофф и Уайсс поступают иначе. Их логика звучит примерно так: «У нас есть конкретная точка сюжета. Что должны сделать герои, чтобы в ней оказаться?» Если Мартин ломает голову над уравнением со многими неизвестными, то Бениофф и Уайсс подгоняют решение под заранее заданный ответ.

Еще одна проблема кроется в принципе удивления ради удивления. Мартин считает себя летописцем, который со стороны наблюдает за событиями и фиксирует их. Именно поэтому «Песнь льда и пламени» и первые сезоны «Игры престолов» так притягательны: мы словно наблюдаем за жизнью реального, неотличимого от нашего мира, где не действуют законы Голливуда. Все происходит так, как и должно происходить в схожих обстоятельствах.

Бениофф и Уайсс мыслят иначе. Они эталонный продукт голливудской системы. Они не умеют наблюдать за описываемым миром со стороны, им важно рассказать историю, которая развлечет и удивит зрителя. Для них герои не живые люди, а функции, двигатели сюжета, слепые исполнители воли сценариста. Поэтому, если авторам внезапно потребуется изменить баланс сил в повествовании, он будет изменён.

Если сценаристам понадобится, чтобы ради нужной сценарной завязки герой поступил вопреки предыдущему развитию своего характера, то не сомневайтесь, именно так он и поступит.



Именно поэтому Тирион внезапно становится глупее сестры, Джейме убегает обратно к Серсее, а Бран, уже два сезона не проявлявший интереса к настоящему, с радостью надевает корону.

Для голливудских сценаристов важно, чтобы история удивляла зрителя, и на экране регулярно что-то происходит не потому, что обстоятельства так сложились, а потому, что такого поворота никто не ждал. Мелисандра внезапно приезжает в Винтерфелл. Король Ночи внезапно оказывается неуязвим к драконьему пламени. Дени внезапно забывает о Железном флоте, а Рейгаль внезапно превращается в подушечку для иголок.

Устраивая подобные сюрпризы для аудитории, Бениофф и Уайсс не задумываются о том, как это сказывается на логике повествования и его последовательности. Важно зацепить аудиторию здесь и сейчас — в конце концов, кто через неделю вспомнит детали прошлой серии? Так что сценаристов не заботят вопросы, как дотракийцы должны были атаковать армию Короля Ночи, если бы внезапно появившаяся Мелисандра не подожгла их мечи, почему дотракийцев и Безупречных к финалу стало больше, чем до битвы за Винтерфелл, или почему «скорпионы», играючи справившись с одним драконом, оказались бессильны перед другим.

К пятому сезону Бениофф и Уайсс столкнулись с той же проблемой, над которой уже восьмой год бьётся Мартин. Складывается впечатление, что сюжет вышел из-под контроля автора. Количество персонажей, несмотря на поголовную смертность, превысило все мыслимые пределы. Сюжетные линии так разрослись, что свести их воедино и привести к логичному и последовательному финалу совсем не просто. И не факт, что Джордж уложится в две книги.

И тут мы видим разницу в подходе к созданию контента. Мартин предпочтёт завалить дедлайн на пару лет, но в итоге выдать достойный продукт. Книжный бизнес позволяет подобные задержки. Да, в издательстве Bantam предпочли бы увидеть рукопись шестого тома ещё несколько лет назад, да, издательство недополучает прибыль, но и не несёт никаких издержек. Пять уже вышедших книг продолжают продаваться и без шестой и седьмой.
Телевидение устроено не так. Новый контент должен поставляться в строго установленные сроки, нарушение дедлайнов недопустимо. Возможно, именно поэтому телевизионная карьера Мартина не задалась и он вернулся к литературе. Максимум, на что было готово руководство HBO, — выделить шоураннерам дополнительный год на доведение финального сезона до ума.
Бениофф и Уайсс  предпочли уложиться в ранее названные сроки. Раз обещали закончить на семи сезонах — закончат на семи, пусть даже для этого нужно утрамбовать 3000 страниц текста в 17 экранных часов. Максимум, на что они пошли, — поделили седьмой сезон на два с сокращённым количеством серий. Чтобы не выбиться из графика, они упрощали и выкидывали сюжетные линии, объединяли нескольких персонажей в одного, вырезали, сшивали и склеивали, а в итоге и откровенно натягивали, стремясь достичь известного им финала.

Первые два сезона строились по формуле «Один сезон — одна книга». Однако «Буря мечей», третья книга «Песни», получилась столь насыщенной событиями, что ей пришлось уделить сразу два сезона. Зато сюжет «Пира стервятников» и «Танца с драконами», двух «кирпичей» объёмом с «Бурю», утрамбовали в один сезон. По словам Мартина, «Ветра зимы» и «Мечты о весне» должны получиться раза в полтора толще «Танца» каждая. Если бы их адаптировали так же, как «Бурю мечей», эти две книги можно было бы растянуть на пять сезонов, а то и больше. Бениофф и Уайсс уложились в два с половиной.

Таким образом, сюжет последних трёх сезонов «Игры престолов» — скорее краткий пересказ, чем полноценная адаптация. Отсюда и ощущение скомканности — лишившись первоисточника и руководствуясь только набросками Мартина, Бениофф и Уайсс пытались натянуть имевшуюся у них канву на собранную Мартином сюжетную раму.

Их можно понять: ждать выхода шестой книги можно ещё долго. Бесконечно растягивать сериал — удовольствие сомнительное. Руководство HBO с удовольствием продлило бы «Игру престолов» ещё лет на десять, но вытерпели бы это шоураннеры и актёры? Они провели в Вестеросе последние десять лет своей жизни, и как минимум Бениофф и Уайсс начали выгорать.

Tags: 8 децирэб, мартин, рпг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments