Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

https://k-sou.livejournal.com/986209.html
Описывая феномен японской популярной культуры в Корее нужно понимать две простые, по своей сути вещи: первое (1), что корейцы - патриотически заточенная нация, ориентированная на культурное импортозаменение, и, второе (2), что несмотря на то, что модель глобальной культурной экспансии корейцы, по сути, переняли у японцев, политически-спровоцированная историческая реальность намекает, что Япония - зло. Последнее нуждается в пояснении: это не расовая ненависть и политическая неприязнь, это скорее как укоренившаяся аксиома: японцы приносят только зло. Корейцы не нелюбят японцев (они вообще никого не нелюбят), но такого культа культурного почитания, как например в отношении американцев, по отношению к японцам быть не может в принципе. А все потому, что каждый кореец в душе знает, что вся японская нация пошла от его предков, и, следовательно, ничего более дельного, чем в Корее, эти островитяне породить не могут.

В связи с этим имеем следующее:
Да, в Корее есть отаку (ну... типа отаку, ок). И да, в Корее показывают аниме. Ван Пис, например, очень популярный, или те же Покемоны. Есть и аниме-элита. Эти читали Слем Данк, например, который тут издавали сначала обычными томами, а потом сделали совершенно офигенный хард-ковер (Который я, впрочем, не купила. Не купила почему? Потому, что они, перевели имена персонажей на корейский (см. (1) из первого абзаца)). Такехико Иное, автор Слем Данка, в Корее популярен настолько, что его интервью 2011 и 2013-го годов выпустили отдельными томами, а первое - еще и подарочным изданием с набором открыток (это, кстати, мне стимулом стало выучить уже корейский). Фигурки с Ван Писом, и вообще Ванписовская символика продаются на каждом углу, у Покемонов коллаборации с местными косметическими и ювелирными брендами, последний писк - местные кроссовки с Пикачу.
И мангу в обычных книжных в переводе можно найти. Много-много манги. Всякой. Крутой и новой манги. И классику тоже переводят. Но кто ее читает? Кто ее покупает?
Аудитория неясна. Потому, что признаваться в Корее, что ты читаешь мангу - это одно, это не стыдно вообще, а вот читать ее публично - это совсем другое. Поэтому я ни разу, вот реально вообще ни разу, не видела в книжном, чтобы мангу хоть кто-то (кроме меня) мангу покупал. (Смею предположить, что если они продается, то спрос на ее все-таки есть. )
При этом рандомно болтающийся Пикачу на рюкзаке - удел не только школьников, но и здоровых дядей после полтоса.
Подозреваю, что такая ситуация - это результат грамотного марткетинга.
Такие широко подаваемые вещи, как Ван Пис и Покемоны, или тот же Детектив Конан (для поколения постарше), уже и не воспринимаются как "японский бренд", в то время как, например, как Слем Данк (несмотря на его популярность и в свете Вагабонда) или Гантс (тут его не переводили, но знакомые задрот... знакомые, короче, читали) - пользующиеся ограниченной популярностью работы, - вот это уже другое дело. Вот это уже не для всех. И вот этим уже в широких кругах делиться не принято (см. (1)).
Аниме тут тоже есть в лицензии. Сатощи Кона, например, или Кими-но намае в кинотеатрах и по телеку показывали. И Титанов тоже. И фильмы дурацкие японские в прокате есть (привет, I am a hero - классный фильм, кстати). Так что можно с большой долей вероятности утверждать, что все глобальные аниме-тенденции в Корее присутствуют. И кажется, что в Корее ну только совсем чуть менее круто (в плане отаку-культуры), чем в Японии ....
А потом ты приходишь на Комиккон. Там только Марвелл (надо, правда, отметить, что Марвелл в Корее, пожалуй, еще более популярен, чем аниме) и два Сейлор-война (Венера и Марс) после тридцати (сама видела, даже фото есть). И вроде бы, насколько мне известно, никаких мероприятий типа Аниматрицы или Тя-но-Ю нет. И АИРа нет, и РАНМы, конечно, тоже нет. Все потому, что социализируются местные отаку исключительно в сети. Моя подруга, например, бывший косплеер (у нее реально крутая Сакура была (Кламповская которая)), рассказывала, что ее активность была исключительно сетевой. В системе, когда признаваться в почитании чего-то японского не принято ну вообще, Интернет, с его относительной анонимностью (тут, чтобы на борде зарегиться, надо свои паспортные данные вводить) - единственное место.

Словом, если какие-то отачьи сходки в Корее и есть, то я про них не слышала (но очень хочу услышать, и, раз уж пошла такая пьянка, то поищу, чо).

Важно отметить, что такое положение дел, как мне кажется, связано и с тем, что корейцы в большинстве своем понятия не имеют что такое торренты. То есть они как бы в жизни своей не пиратили ничего (ну ок, может что-то и пиратили, но не так как нашт, голодные до аниме, брат и сестра (мы за гендерное равенство же)). Не делали они этого от того, что, во-первых, каналы лицензии, напрямую связанные с Японией, всегда работали исправно, что резко снижало чувство, так сказать, отачьево голода (вот помню, как мы в конце 90х одну кассету с новыми сериями ну.... Ранмы, например, по рукам давали, или как предки мои страдали от последних двух сезонов Сейлормун на, прости господи, польском - а все потому, что других вариантов не было просто по факту, так что радоваться приходилось тому, что было. И да, мы все очень радовались)), и, во-вторых (3) - общий национальный уклад на то, что Япония - зло.

Музыкальная сфера полностью импортнозамещаема. К-поп не оставляет японским артистам места на корейской сцене. У Гакта, впрочем, насколько я знаю, есть отделение фан-клуба, он сюда даже приезжал с концертами довольно часто в начале нулевых. Но я (печально) эту пору прекрасную не застала вообще. Словом, про Джоннис, например, тут не знает ни кто, как, впрочем, и про современные тенденции, типа крутейших Man with a mission.
Про жи-рок в чистом виде, панк и прочие вижуал-кей направления речи вообще не идет. По не подтвержденным слухам, одно недавнее время в Корее существовало правило о том, что песни депрессивного содержания или посыла ротации не получали. Конкретных данных у меня нет, но судя по засилью в середине нулевых "ах, ты любовь всей моей жизни, мы теперь счастливо пойдем рука об руку"-песен, в существование такого правила скорее верится. Песни с текстом, намекающим на секс или на то, что отношения не склались появились относительно недавно (тут я тоже не ахти-эксперт, правда, но....). Так что корейский музыкальный олимп он... специфический.
Тут рок, да и вообще альтернативная поп-музыке музыка - это андеграунд, закрытое по своей сути сообщество. Группы, какие бы крутые они ни были, собирают только лишь небольшие клубы (вот, кстати, в пятницу пойду на фестиваль нойзкора - должно быть что-то... весной на 17м фестивале рока и металла в зале было человек 40), так что иностранному року, в том числе японскому, тут вообще не место. Металлика в прошлом году не продалась, например.

Игры, особенно-онлайн, сейчас на 100% корейские. И они да, вообще офигеть какие популярные. Тут работает и (1) и (2).

Что еще из Японии импортируют обычно?

Моду?
Шмотки японские, особенно в стиле Хараджуку (ни за что там "3" не поставлю), в Корее не прижились и прижиться просто не могли. Потому, что массово корейцы, как и японцы стремятся не выделяться. Если ты особенно артистичный и утонченный шо пиздец - корейские креативные дизайнеры тебе в помощь. Остальным - Юникло.

Оно, конечно, все меняется. Но следить за этим становится сложнее потому, что я уже тоже, к сожалению, не девочка. И, благодаря развитым технологиям коммуникации, меня теперь новой серией рандомного сериала уже не удивишь (а жаль, хорошее было время).

Вопросы? =)

Tags: студентам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments