https://histrf.ru/biblioteka/book/chto-iesli-by-korieia-nie-byla-razdieliena
Если бы победили Пхеньян или Сеул
В ходе корейской войны Северная Корея вполне могла бы победить. В данном случае идеология чучхе как платформа строительства социализма имела бы больше смысла – единая Корея обладала бы куда более внушительными ресурсами для автаркии. Кроме того, такая Корея однозначно была бы более независимой от своего коммунистического соседа – Китая. Неясно, правда, как такое могучее революционное государство на полуострове стало бы выстраивать отношения с Советским Союзом и в центре каких геополитических конфликтов оно могло бы оказаться. Однако можно предположить, что разыгрывать ядерную карту в этих конфликтах не было бы нужды.
Другим исходом войны могла бы стать единая либерально-демократическая Корея. Сохраняя опеку со стороны США, такое государство в случае его жизнеспособности, скорее всего, отличалось бы более стабильной политической системой, которая не создавала бы предпосылок для военных переворотов, свойственных южнокорейским реалиям. Такая Корея могла бы экономически превосходить современную Южную Корею и пребывать в статусе не одного из «Восточноазиатских тигров», а одним из экономических центров в регионе, наравне с Китаем и Японией.
Сбыточность обоих вариантов безвоенной единой Кореи, впрочем, весьма относительна. Могучую КНДР на всём полуострове вряд ли спокойно восприняли бы в Вашингтоне и Токио; Москва и Пекин, ещё не переругавшиеся вследствие конфликта Хрущёва и Мао Цзэдуна, старались бы извлечь из этой ситуации геополитические выгоды. Прозападный путь развития, равно как и прокоммунистический, мог быть достигнут лишь ценой масштабных внутренних репрессий. В случае победы южнокорейских взглядов на жизнь единое государство было бы обречено вступить в жёсткое экономическое противостояние с извечным врагом Японией ещё в 1960-е годы – в тогдашнем мире было место лишь для одного экономического чуда из Азии. А ближе к 1990-му такую Корею стали бы брутально прессовать усиливающиеся китайцы.
Стало быть, Корейский полуостров, как и Балканы в Европе, – место слишком взрывоопасное и центробежное, чтобы там могла надолго победить какая-то из противоборствующих в ХХ веке систем.