Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Category:

На обсуждение

https://navlasov.livejournal.com/105054.html?style=mine#cutid1
Сегодняшнему студенту-бакалавру (я говорю, в первую очередь, об историках и международниках) за свою студенческую жизнь нужно написать три курсовые и одну выпускную ("дипломную") работы. По вопросу о том, как эти работы должны соотноситься друг с другом, существуют различные мнения. Я в процессе научного руководства выработал определенную схему, которая, на мой взгляд, является со многих точек зрения оптимальной.

Первый курс. По сути, главная задача студента сейчас - разобраться, что вообще происходит и куда он попал. Иначе говоря, получить некое фундаментальное представление о том, что представляет собой соответствующая область знаний, и узнать широкий контекст, в рамках которого он затем будет проводить свои исследования. Если этого своевременно не сделать, может возникнуть (и регулярно возникает) ситуация, когда студент защищает диплом по российско-германским отношениям, не зная ни механизма формирования германской внешней политики, ни ее ключевых особенностей и приоритетов.

Соответственно, тема курсовой работы должна быть такой, чтобы студент в процессе познакомился с базовыми вещами, которые будут необходимы ему в дальнейшем. При этом она не должна быть слишком широкой; "Международные отношения в Арктике" - очень плохой вариант. Студент просто утонет в материале, а работа получится поверхностной даже по меркам первого курса. Хорошим вариантом может быть, например, сравнение точек зрения разных исследователей по какой-то масштабной проблеме. Если взять в качестве темы курсовой причины Культуркампфа 1870-х годов, студент должен будет прочесть ряд фундаментальных работ по эпохе Бисмарка, осмыслить и сравнить между собой разные точки зрения на проблему. Еще вариант - "Роль федерального канцлера и министра иностранных дел в формировании внешней политики ФРГ". Ничего особо оригинального, но студент волей-неволей вынужден будет разобраться с тем, как оно все там устроено.

Немного утрируя, можно сказать, что курсовая на первом курсе - это большой, качественно выполненный реферат. Разумеется, конкретный исследовательский вопрос должен быть сформулирован, но отличаться оригинальностью и новизной ему необязательно. По итогам первого курса студент должен научиться работать с литературой, сравнивать точки зрения и формулировать самостоятельные суждения, приобрести общее представление об исследовательской работе и о широком контексте тех проблем, которым будет посвящена его дальнейшая деятельность.

Переходим на второй курс. Иногда считается, что студент, взяв какую-то тему сразу после поступления в вуз, должен "копать" ее вплоть до выпуска. На самом деле, я не вижу ничего страшного в резкой смене тематики курсовых работ. В конечном счете, студент приобретает в процессе не столько знания, сколько навыки, которые потом можно легко применить в рамках любой темы.

На втором курсе студент должен уже в большей степени сфокусироваться на том, чтобы выполнить полноценное самостоятельное исследование. Исследовательский вопрос (цель курсовой работы) уже будет отличаться определенной новизной - по крайней мере, ответ не должен быть общеизвестным и бесспорным. На данном этапе общее представление о контексте и базовых приемах работы уже присутствует, и отрабатываются, в первую очередь, навыки проведения самостоятельного исследования, получения нового знания. Пример - "Ключевые темы предвыборной борьбы в ФРГ в 2017 году".

После второго курса студент может еще раз резко сменить тему. И на этом лучше остановиться, поскольку в начале третьего курса имеет смысл подумать уже о теме не курсовой, а выпускной работы. И только определившись с ней, формулировать тему последней курсовой таким образом, чтобы она стала промежуточным этапом (в идеале - составной частью) "диплома". Например, если предметом выпускной работы является политика социал-либеральной коалиции 1970-х годов, на третьем курсе можно ограничиться рассмотрением канцлерства Вилли Брандта. Или, если планируется взять тему с сильной теоретической составляющей, на третьем курсе можно разобраться с теорией, а на четвертом уже заняться конкретным кейсом. Помимо всего прочего, такой подход позволяет заблаговременно скорректировать тему выпускной работы в случае, если в процессе что-то пойдет не так.

Tags: студентам
Subscribe

  • (no subject)

    А мне правильно сказали, что в Дюне Вильнёва нет Стинга. в смысле. Фейд-Раута?

  • Вопрос

    А можно ли настроить трансляцию из ЖЖ в телеграм-канал или наоборот??

  • (no subject)

    Паровозик - Смог и едет, чух-чух-чух-туру-ту-ту Параллельно с этим няшка снова лезет на Пэкту Смог дракон, размером с Боинг, увернуться от стрелы –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments