Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Category:
http://navlasov.livejournal.com/65474.html

В нежно любимом мной Артиллерийском музее (ВИМАИВиВС) существует такая практика: молодой сотрудник, пришедший работать экскурсоводом, сначала получает методические пособия и несколько месяцев на их изучение. Потом он проводит показательную экскурсию для комиссии из старших коллег - по местной терминологии, "сдает зал". Только после этого он получает право самостоятельно водить группы в этом зале.

В высшей школе ситуация совершенно иная. Молодой преподаватель, только что защитивший кандидатскую, считается по умолчанию способным вести занятия по практически любому предмету. По крайней мере, в рамках своей широкой специальности. Кандидат исторических наук? Значит, любой курс по истории прочитает! История Отечества? История международных отношений? История стран Западного полушария? Да легко! И плевать, что кандидатская у него - по Ирану второй половины ХХ века, а по всем остальным странам и эпохам только остатки информации, выученной много лет назад к экзаменам.

Я в данном случае вообще молчу о том, готовит ли кто-нибудь этого молодого сотрудника к преподаванию как таковому. Я считаю, что самой тщательно охраняемой от студентов тайной в наших вузах должен быть ответ на вопрос о том, какой процент их преподавателей хотя бы прослушал цикл занятий по педагогике высшей школы. Этот ответ в большинстве случаев - ноль. Считается, что человек, который сам учился в вузе, автоматически приобретает способность учить других студентов. Сомневаться в этой его способности считается чем-то неприличным.

Столь же неприличным является сомнение в знаниях преподавателя, в его способности прочитать тот или иной курс. В итоге сплошь и рядом перед студентами (особенно на семинарских занятиях) оказываются люди, которые знают предмет хуже, чем те, кого они собрались обучать. Потому что студенты хотя бы были на лекции, а ведущие семинары преподаватели сплошняком считают ниже своего достоинства посещать их - даже по предмету, который они не знают.

Между тем, в идеальном мире было бы совершенно правильным организовать систему допуска молодых преподавателей - по крайней мере, к ведению семинаров на поточных курсах. Взять ту же систему: молодой преподаватель изучает методические пособия и литературу из определенного списка, сдает нечто вроде экзамена старшим коллегам, после чего получает право вести семинары. К сожалению, в нашем реальном мире это вряд ли выполнимо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments