Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Category:

http://navlasov.livejournal.com/56405.html
Под Новый год все обычно подводят итоги. А еще - составляют планы. Планы, разумеется, самые что ни на есть обширные и вдохновляющие. Хрестоматийная история: человек понимает, что дела, намеченные в свое время на год уходящий, осуществить не удалось даже наполовину, но с оптимизмом смотрит в будущее. Этот цикл надежд/разочарований/надежд может повторяться бесчисленное множество раз. Особенно если планы меняются, и жизнь ставит перед человеком все новые и новые задачи (правильно оценить свои возможности при выполнении привычных, рутинных задач гораздо легче).

Когда планы не удается воплотить в жизнь, мы часто начинаем ругать себя за лень, плохую организацию работы и так далее. Иногда вполне справедливо. Но проблема, чаще всего, не в этом или не только в этом. Проблема в том, что сами планы изначально были полностью оторваны от реальности, от имеющихся ресурсов. Когда мы планируем дела на день или неделю вперед, нам очень легко оценить, что мы успеем, а что - нет. Если речь идет о планах на месяц, все уже гораздо сложнее. А двенадцать месяцев - это же вообще куча времени, и кажется, что можно успеть так много! В результате человек обещает себе сделать за год такой объем работы, на который, по-хорошему, нужно три-пять лет. Итог закономерен.

Как не попасться в эту ловушку? Способ один - тщательное планирование с учетом имеющихся ресурсов. О необходимости такого планирования я рассказывал в первой же записи в этом журнале. Сегодня напишу немного поподробнее о том, как можно реалистично оценить свои ресурсы (и составить соответствующие планы) на год вперед.

Суть системы заключается в составлении "бюджета времени": в нашем распоряжении имеется определенное количество часов, которое мы можем распределить между конкретными задачами. Собственно, расход рабочего времени в этом варианте планируется точно так же, как финансовые расходы. Об этой методике я уже писал мимоходом некоторое время назад.

Составление такого "бюджета времени" очень сильно упрощается, если Вы знаете, сколько часов Вы работаете в год и сколько из них уходит у Вас на рутинные, повторяющиеся задачи. Я лично в конце каждого дня фиксирую, сколько времени на выполнение каких задач у меня ушло - и в итоге получается вполне солидная статистика, которая дает важные исходные данные для "бюджета времени" на следующий год. Однако, в принципе, можно справиться и без нее.

Как выглядит сам процесс составления бюджета? Поясню на конкретном примере. Допустим, мне надо определить, сколько времени я в 2017 году смогу выделить на научные исследования (и, соответственно, прикинуть, что я успею сделать).

Для начала я определяю общий годовой "бюджет" рабочего времени. С некоторым оптимизмом я могу исходить из цифры 3500 часов. Этот бюджет желательно сразу раскидать по месяцам. Делить его поровну нежелательно - нужно запланировать периоды отдыха (в первую очередь летом) и учесть, что в разные месяцы интенсивность работы неизбежно будет различной. Дальше нужно работать с каждым месяцем в отдельности.

Следующий шаг - выделяем "резерв" в объеме от 10 до 20 процентов рабочего времени в каждом месяце. Это необходимо на случай появления непредвиденных задач, внезапной болезни/упадка сил и так далее. "Резерв" позволит нашим планам не лететь к чертям при появлении первых же проблем.

Далее разбираемся с "рутинными" задачами. "Рутинными" я сейчас называю их не потому, что в них отсутствует творческая составляющая, а потому, что они повторяются из года в год и я могу довольно точно оценить их объем. В моем случае это - преподавание в университете и чтение новой научной литературы по специальности. Расход времени на преподавание, опять же, будет различным в каждом конкретном месяце.

Дальше начинается самое интересное. У меня на следующий год запланирован один важный проект, не связанный непосредственно с исторической наукой. Проект для меня новый, но объем необходимой работы я себе примерно представляю. Распределяю часы по месяцам в соответствии с содержательным планом проекта.

И вот он, последний шаг. Я вижу, сколько времени осталось в каждом месяце для научной работы. Сумма (в годовом исчислении) получается не идеальная, но приемлемая. А главное - позволяющая реально оценить свои возможности и не выращивать яблони на Марсе. Дальше берется список научных проектов, ранжированных по степени важности. Я могу, пусть и весьма приблизительно, прикинуть, сколько времени потребуется на реализацию каждого из них. Финальный аккорд - работа по проектам распределяется по месяцам в соответствии с количеством оставшихся в "бюджете времени" часов.

Предупреждаю сразу: результат может показаться разочаровывающим. Может выясниться, что в следующем году Вы успеете гораздо меньше, чем хотели бы. Я лично без "бюджета времени" запланировал бы на следующий год как минимум в два (а то и в три) раза больше научных проектов (и потом, в конце года, грустно вспоминал бы эти несбывшиеся мечты). У Вас может даже возникнуть желание плюнуть и забыть составленный план. Но тут уже вопрос в том, что для Вас важнее - красивая, но несбыточная мечта или реальная оценка своих возможностей. "Бюджет времени" позволяет избежать фрустрации, вызванной срывом планов, четко выполнять взятые на себя обязательства и не превращаться при этом в загнанную лошадь. 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments