Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

Святыня Тхэквондо

Святыня?
Надо сказать, что это именно храм, «сончикван», который был открыт 20 апреля 2012 года под столетие Ким Ир Сена. Он позиционирован как музей истории боевых искусств и научно-исследовательский институт. Со мной там общались руководитель комплекса, и лицо ответственное за научную работу.
Сразу отмечу, что боевое искусство в широком смысле они выводят от Тангуна, или как минимум от Когуре, но это напоминает мне старые китайские тексты об истории ушу, где первым приемом ушу была дубина в руках синантропа в сражении саблезубой нэкой. Во всяком случае, в мемориальном храме в честь короля Томена, есть весьма умилительные картинки, изображающие занятия боевыми искусствами, в том числе тхэквондо… когуресского периода, где народ очень по современному задирает ноги, стоя на носке.
Сам музей ТКД состоит из трех залов. Первый посвящен истории, второй – вкладу вождей в развитие, третий – современному положению дел. Естественно, меня больше всего заинтересовал первый, но и там свидетельств было немного. Известные фрески, цитаты из «Самгук саги», «Корёса» и т.п., силласские статуи, в общем, малый джентльменский набор, включая рисунки Ким Хон До, где были изображены ссирым и тхэккён.
Хвараны не упоминается, ибо силланские. Зато есть несколько замечательных картин, включая бохайца, убивающего тигра ударом высокой ноги в прыжке (У Сун, убейся веником), а также битва корейских патриотов со злыми японцами, подозрительно напоминающая финальные кадры фильма «Пхеньян нальпхарам». Во всяком случае, злые японцы, как в старом гонконгском кино, носят хатимаки с красным кругом, чтобы точно никто не перепутал.
Также присутствуют портреты некоторых товарищей, в честь которых названы комплексы формальных упражнений (тхыль). Как я понял, они отражают вкусы Чхве Хон Хи, поскольку, в частности, там имеются Ан Чхан Хо (Тосан), Ан Чжун Гын, Сон Бен Хи (Ыйам), Сосан-тэса, Ли Сун Син (Чхунму).
Кое-что интересного, однако, нашлось в мемуарах Ким Ир Сена «В водовороте века» (кор. Сеге-ва тобуро). Там он, в частности, упоминает кексуль, хотя я не уверен, что он имел в виду кексуль как боевое искусство, а не рукопашный бой вообще. Во всяком случае, упомянуты три человека: Чхве Ен Гу, мастер кексуль и последний командир Армии независимости (кор. тоннипкун), Кон Ён, богатырь, который дрался голыми руками, шпион и разведчик Ким Рен Хва, который тоже владел боевыми искусствами. Кроме того, Ким Ир Сен вроде бы упоминал какое-то количество китайских мастеров, с которыми пересекался.
Есть портреты героев, которые как-то применяли навыки в Корейскую войну, потому что еще до того, как Чхве Хон Хи сбежал с Юга и эпично встретился с Ким Ир Сеном в 1980 году, какая-то боевая подготовка в северокорейской армии велась и называлось это все кёксуль. На тхэквондо это действительно непохоже – довольно жесткая система рукопашного боя, материалы по которой, как ни странно, мне попадались в некоторых социальных сетях, потому что не то в Венгрии, не то в ГДР его пытались делать базовой рукопашкой при помощи северокорейских инструкторов.
Досок, сломанных кем-либо из вождей, во втором зале не обнаружено.
Чхве Хон Хи, кстати, похоронен на кладбище патриотов. Его личные вещи, которые он завещал Корее, сначала находились во Дворце тхэквондо, а теперь здесь – в храме, однако в открытом доступе они не выставляются.
Теоретически в программу входило лицезрение мной демонстраций бойцов тхэквондо, спортивных залов и т.п., но после музея я сказал – нет, идем общаться. И примерно полтора часа представители храма отвечали на мои вопросы, благо список был отправлен им заранее. Так как времени было немного, задавал я их вразнобой, стараясь в первую очередь использовать те только свои вопросы, но и вопросы от человека, который, ИМХО очень серьезно подкорректировал мои выкладки раннего времени. К сожалению, времени на все вопросы снова не хватило, но я оставлю их тут просто для того, чтобы аудитория понимала о чем их спрашивали вообще.
1. Есть ли в КНДР книги по истории боевых искусств Кореи или всего региона? Если да, то где и как можно их приобрести.
Есть. В том числе, работы по изучению Муё тобо тхочжи. Вышла четырехтомная «Чосон мусуль са», автор – из Академии общественных наук (хочу!)
2. Есть ли у северокорейских специалистов своя классификация корейских боевых искусств по технике или происхождению.
3. Южнокорейские историки выводят происхождение ТКД от тхэккён. Насколько с этим согласны историки КНДР. Насколько тхэккён сегодня развивается в КНДР.
Да, они говорят, что они произошли от тхэккён, но это не так. А еще они (т.е. южнокорейцы) отрицают роль Чхве Хон Хи. WTF противоречит тхэккёну, если посмотреть на то, кто участвовал в разработке WTF в 1971 г., то специалистов по тхэккён там не было.
Попутно мне сказали, что в технике тхэккён была и работа с оружием (да ну!), обезоруженная часть техники полностью перешла в тхэквондо, и, поэтому, отдельно тхэккён на Севере не практикуется. Что касается термина пигаксуль, то это просто техника ударов высокой ноги в тхэккён, а не отдельное боевое искусство.
4. Какова, по мнению историков КНДР, хронология боевых искусств Кореи – как давно они появились, с чем связаны.
5. Как историки боевых искусств КНДР оценивают вклад хваранов в их развитие.
6. Изучается ли на теоретическом или практическом уровне корейское традиционное фехтование. В частности, техники, основанные на Муе Тобо Тхончжи.
Нет, не изучается. У нас мы делаем упор на безоружную работу. Технику работы с оружием у нас изучают только в армии и иных соответствующих местах.
7. Какие виды оружия характерны для корейских боевых искусств?
8. Есть ли документальные свидетельства уничтожения японцами древнекорейских текстов по боевым искусствам или физических носителей этого наследия.
Специфических репрессий не было. Но японцы, безусловно, убивали всех патриотов, в том числе и тех, кто занимался боевыми искусствами. То же самое касается вывоза книг. Есть некто Маэда Кёсаку, который работал в Сеуле вплоть до сороковых, был разведчиком, и увез в Японию много книг, в том числе книги по корейским боевым искусствам. Сейчас они находятся в Императорской библиотеке в Осаке. Он писал об этом в своей автобиографии, название которой звучит по-корейски как «Косон чхэкпо».
9. Сколько основных центров тхэквондо есть в КНДР? Где они находятся? Когда каждый из них был основан? Чем они функционально отличаются друг от друга?
Дворец, храм, кружки в школах. В иных дворцах спорта тоже есть спортивные группы.
10. В чем функциональная разница между태권도성지관и 태권도전당 (Дворец тхэквондо) в Пхеньяне?
Дворец, в основном, занимается распространением стиля и тренировочным процессом, в храме фиксируются на истории науки и техники.
11. Церемония принятия в пионеры (소년단입단식) проходит во Дворце тхэквондо (태권도전당), но он был построен в 1992.Где она проходила раньше и почему ее перенесли туда?
Церемония проводится в разных местах. Это площадь Ким Ир Сена, Мангендэ, Пхеньянский дворец спорта. Дворец – это одно из мест.
12. Есть ли специальность тренера (инструктора) тхэквондо в училищах и ВУЗах КНДР? Можно ли изучать тхэквондо в аспирантуре? Есть ли в КНДР программы по ТКД для иностранцев?
Специального тренера в вузах нет. Есть просто преподаватели физкультуры – выпускники спортивных вузов, и те, у кого обычно есть 1+ дан, но в домах школьников и детсоюзовских структурах работают профессиональные тренеры, в основном, - бывшие спортсмены.
13. Где в основном северокорейские дети и взрослые изучают тхэквондо? Где тренируются спортсмены (дети и взрослые) и где – любители (если такие есть)?
Дети изучают тхэквондо с начальной школы, в школьных секциях, во дворцах школьников, есть внеурочные группы и те, кто занимается на открытых площадках. Молодежь изучает тхэквондо в домах культуры молодежи, у профессиональных спортсменов есть свои места, в первую очередь, - спортшколы.
14. В Южной Корее ТКД официально (указом президента или как-то так) признано национальным спортом и символом корейской культуры. Насколько мне известно, в КНДР тхэквондо признано национальным достоянием указом товарища Ким Ир Сена. Когда это произошло? Возможно ли получить номер\название указа?
Ким Ир Сен неоднократно давал указания о статусе и развитии тхэквондо. 10.9.1992 г., при встрече с Чхве Хон Хи, Ким посетил новый дворец и сфотографировался с Чхве на память. Видимо тогда указаний было больше всего, потому что именно эта дата считается за подобное.
15. Когда был основан Комитет тхэквондо КНДР (조선태권도위원회)? Каковы его цели, функции и достижения?
В 1992 году. Цели - распространение тхэквондо по стране, подготовка тренеров и спортсменов, организация зарубежных соревнований, развитие тхэквондо, перевод его на научную основу и массовизация.
16. Когда начала действовать отдельная демонстрационная команда тхэквондо?
Нет отдельной команды. Просто иногда при вузах или на соревнованиях создается группа спортсменов из разных мест. Иногда такие команды выезжают за границу. Но специальных групп, которые занимались бы только демонстрациями, нет.
17. Когда было разработано оздоровительное тхэквондо (건강태권도) и когда его ввели в школы КНДР в качестве 15-минутной разминки между уроками?
Как раз в сентябре 1992 г. Ким Ир Сен предложил убрать сложные элементы, а из легких – создать 5-10-минутные комплексы для масс. По этому указанию в октябре 1993 года были разработаны комплексы тхэквондо, которые играют роль зарядки или разминки, а в 1995 г. завели тхэквондо для стариков и детей.
18. Когда началось и как продвигалось сближение ВТФ и ИТФ, которое закончилось подписанием совместного меморандума в 2014 году? Чья была инициатива? (насколько я понимаю, начал это еще Чхве Хон Хи в середине 1980-х и инициатива была его, а потом ее унаследовала ИТФ во главе с Чан Уном. Так ли это?)
Что там с объединением – он не интересовался, так как центр ITF находится в Австрии.
19. Сохраняется ли такое направление как кёксуль и в каком качестве?
Да но только в армии, спецподразделениях и тп.
20. Чем тхэквондо КНДР отличается от южнокорейского тхэквондо?
Северно- и южнокорейское тхэквондо принципиально разное. Наше более ортодоксально. Если конкретно – то, во-первых, разница в духе и обстановке появления. Если наше – результат комплексной работы специалистов на основе тхэккёна и других видов боевых искусств, то на Юге оно было создано из политических соображений и для уничтожения нашего стиля. Во-вторых, есть разница в базе. Мы происходим от тхэккёна, они – от каратэ и тансудо (не могу не отметить, что южане говорят про ITF точно то же самое – это они каратэки, WTF строится на базе тхэккён; и вообще никакого Чхве Хон Хи не было, мы ведем историю от мастеров тхэккён на Юге). В-третьих, у нас разные методы применения силы: мы учим дыханию и балансу, а их техника только прямолинейная (тут, однако, надо понимать, что моя переводчица похоже таки запуталась в терминах).
21. Как часто в КНДР снимаются фильмы с боевыми искусствами и какие стили там применяются? Если речь идет о борьбе с японцами, кто их играет и насколько там используются японские стили боя.
Работники кино с ним не связывались, и поэтому он не знает подробностей, но обычно, когда надо показать бой японских техник с корейскими, корейская техника – это работа ногами, а японская – работа руками в низких стойках.
22. Какие фильмы кроме Пхеньян нальпхарам, Хон Гиль Дон (1986 г.) или Приказ номер 227 вы могли бы порекомендовать аудитории с точки зрения качественно исполняемой техники боевых искусств.
23. Какие еще боевые искусства изучаются в Корее кроме тхэквондо? Изучают ли там китайские или японские единоборства.
Он точно не знает, потому что они занимаются именно тхэквондо, но еще кексуль, ссирым, юсуль (потому что, на самом деле, дзюдзюцу и дзюдо имеют наше, корейское происхождение)
Некоторое фотоприложение - https://vk.com/album2896511_237729350
Tags: 2016 в КНДР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments