Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Теперь стоит немного сказать о том, как выглядит Север в массовом сознании, и какими потому часто бывают посетители КНДР, выходящие за рамки «просто туристов». Отметить тут нужно, наверное, следующие факторы:

  • мэйнстримные СМИ не особенно дружественны к Северной Корее, и, потому, апологетические статьи встречаются в газетах весьма специфической направленности, зато антипхеньянские пропагандистские мифы встречаются весьма часто: более того, нередко прилетевшая с Запада или Юга утка получается дополнительные перья, крылья, ноги и хвосты. Так, именно в российской прессе придумали «специально воскрешенную для этого случая средневековую смертную казнь через собаку»;

  • затем, отношение к Северной Корее довольно тесно связано с отношением к Советскому Союзу; хотя даже в лучшие годы Северная Корея была похожа на СССР, в лучшем случае, наполовину, некоторые элементы деталей командно-административной системы представляют ее массовому сознанию полным клоном сталинского СССР, причем это проявляется как у значительного количества чучхе-фанатов, у которых Север – это «последний островок коммунистической духовности» и «Спарта наших дней», так и чучхейтеров ( (с) Владимир Хрусталев), которые тоже видят в КНДР сталинский Мордор. Естественно, что и черные и красные очки в разной степени загораживают реальность.

  • По причине этого же сходства, оппозиционно настроенные круги очень любят рассуждать про Северную Корею, будируя пропагандистские мифы по принципу «описывая Кима метим в Путина».

  • Среди условно левых в отношении КНДР есть сильные разночтения. Поскольку «евролевым» не очень нравятся разглагольствования «Ах, вы за социализм? Так езжайте в КНДР!». Отсюда жесткие дебаты о том, есть ли в КНДР социализм, и не является ли Северная Корея национал-социалистическим государством.

  • Добавим к этому внешний эффект от северокорейской пропаганды, которая выглядела анахронизмом еще в 1980-е. Настолько, что фрондирующие интеллигенты выписывали журнал «Корея» или «Корея сегодня» в качестве заменителя юмористическим или сатирическим журналам. Отголоски этого подхода есть и сегодня, когда люди едут в Северную Корею как в зоопарк – экзотическая страна, заповедник забавных зверушек и фриков, над которыми можно вволю поприкалываться, если умело имитировать их ритуальные танцы.

  • Еще Северную Корею у нас любят определенного типа политические маргиналы, для которых главная ценность Северной Кореи – это то, что она бросает вызов Америке. Враг моего врага – мой друг. И часто это сочетается с красными очками.

Оттого, люди, которые едут в Северную Корею, очень часто или загружены предубеждениями настолько, что видят вещи, вписывающиеся только в их картинку, игнорируя все, что туда не вмещается (неосознанно – могут и просто не замечать), или те, кто изначально держит камень за пазухой тем или иным способом. И хотя наши туристы все-таки не опускаются до «подвигов Отто Фредерика», их подход часто бывает подобным.
К тому же, непрофессионализм не всегда позволяет правильно понять то, что ты видишь. Особенно если картинка, как тебе кажется, не может быть двояко истолкована. Но я в таких случаях вспоминаю историю, которую мне рассказал один из падаванов, выпускник Лесотехнического университета. У них есть технология засевания газонов, когда смесь семян и жидких удобрений под давлением разбрызгивается в разрыхленную почву. Для того, чтобы было видно, какой участок земли обработан, туда добавляется краситель – обычно синий или зеленый. В результате, со стороны, если ты не знаешь, что именно происходит, ты видишь абсолютно понятную тебе картину о том, как охреневшие и проворовавшиеся коммунальщики красят землю в зеленый цвет, а потом еще пытаются как-то глупо отмазываться. Я люблю рассказывать этот пример на своих лекциях по источниковедению, и, потому, повторяю его сейчас.
Tags: 2016 в КНДР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments