?

Log in

No account? Create an account
Онлайн-дневник Маккавити

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 19th, 2016


Previous Entry Share Flag Next Entry
02:45 pm

http://navlasov.livejournal.com/35549.html
Об историческом мифе. Часть 1
Разу уж начал писать об исторических мифах, нужно довести дело до конца. В первую очередь, разобраться с терминами.

Думаю, ни для кого не является секретом, что подавляющее большинство людей воспринимают историю в виде набора исторических мифов. Оговорюсь сразу – под «мифом» я подразумеваю не заведомую ложь, а весьма упрощенное понимание исторических процессов, в ходе которого, разумеется, возникают различной степени искажения. В целом миф может более или менее соответствовать реальности, дьявол кроется именно в этом «более или менее».

В самом факте существования мифов нет ничего странного или необычного. В конце концов, все мы взаимодействуем с окружающим миром при помощи сложившихся в нашем сознании и подсознании стереотипов. Стереотип призван разгрузить наш мозг, поэтому он неизбежно упрощает сложные явления. А упрощая, столь же неизбежно искажает. Подумайте, ну разве можно все многообразие характеристик той или иной личности передать словами «хороший человек» или «плохой человек»? Тем не менее, мы сплошь и рядом пользуемся этими словосочетаниями.

Любая наука сложна. Обычные люди, не занимающиеся ею профессионально, неизбежно воспринимают ее в упрощенном виде, можно сказать, в виде мифов. Повторюсь - это необходимое и неизбежное упрощение, однако оно вызывает искажения. Попробуйте, например, в двух словах описать устройство иммунной системы человека, ничего не пропустив и не исказив. Это вряд ли получится. Поэтому человек, окончивший школу и имеющий определенный объем знаний в различных областях, еще не может считаться специалистом. Ему нужно, как минимум, еще несколько лет проучиться в вузе, где он должен постигать всю сложность тех явлений, о которых в школе ему рассказывали простым языком.

Другое дело, что с техническими науками дело обстоит проще. Обычному человеку достаточно взглянуть на пару формул из учебника по высшей математике, чтобы в ужасе отвернуться и признать себя полным профаном в этой области. Мало кто не полезет внутрь сломавшегося телевизора, ничего не смысля в его устройстве, потому что понимает, что ничего исправить не сможет, да еще и заряд тока есть риск получить. Сложность гуманитарных наук, таких, как история, неочевидна. Именно поэтому в голове обычного человека набор исторических стереотипов (или историческая мифология) часто отождествляется с исторической наукой.

Можно было бы использовать словосочетание «исторический миф» как синоним упрощенного представления об истории. Однако мне представляется целесообразным дать ему несколько иное наполнение. Характерными чертами исторического мифа, отличающими его от научного знания, являются:

1. Крайняя упрощенность исторических событий и процессов. Миф обычно лишен любого представления о многосторонности, многофакторности, неоднозначности исторических событий и процессов. В мифе фигурируют только наиболее явные и очевидные причинно-следственные связи, сложным явлениям даются простые характеристики и объяснения.
2. Произвольный подбор фактов под заранее сформированный тезис. Как правило, у каждого мифа есть своя основная идея. Те факты, которые не соответствуют этой идее, исключаются. Недостающие факты часто выдумываются, а вписывающиеся в канву мифа преувеличиваются.
3. Отсутствие критики источников. В рамках мифа истинны те источники, которые соответствуют идее мифа. В роли источника по жизни общества той или иной эпохи может выступить (и часто выступает) посвященное этой эпохе художественное произведение (например, кинофильм) вне зависимости от его реальной достоверности.
4. Стремление дать качественную оценку всему происходящему. Однозначность и безапелляционность этой оценки («черно-белое восприятие»). Личностям и событиям, фигурирующим в мифе, дается простая и однозначная качественная оценка. Например, правитель в обязательном порядке характеризуется как «хороший» или «плохой», итоги сражения – как «победа» или «поражение». При этом не допускается наличие «плохих» черт у «хорошего» события или личности – в противном случае неизбежен мгновенный переход в разряд «плохих». Миф обычно рисует либо черной, либо белой краской, оттенки недопустимы.
5. Эмоциональная окрашенность. Миф обязательно окрашен эмоционально, он не допускает равнодушия к описываемым явлениям и рассчитан на пробуждение у людей четко определенных эмоций.
6. Актуальность. Миф неизбежно содержит в себе некий вывод, весьма актуальный для дня сегодняшнего и завтрашнего. Например, миф «русские прусских всегда бивали» означает – «и сегодня побьем, и завтра». Именно поэтому исторические мифы представляют величайшую ценность для любой политической силы и во многих случаях идеологизированы. Когда мы говорим о «переписывании истории», речь идет о переписывании именно исторических мифов.

Проиллюстрируем эти черты на примере «белого» мифа о Петре Первом, каким его формирует и поддерживает государственная власть почти непрерывно на протяжении последних трех веков.

1. Крайняя упрощенность – «Петр прорубил окно в Европу». В общественном сознании сразу возникает представление, что до Петра между Россией и Европой существовала глухая стена. Кроме того, ничего не говорится о том, какими усилиями было прорублено это окно, насколько велика была его ценность для страны и т.д.
2. Подбираются только факты, положительно характеризующие Петра. Все остальные, как правило, игнорируются.
3. В качестве пособий для изучения эпохи Петра используются художественные произведения апологетического характера (например, поэма Пушкина «Полтава»).
4. Петр награждается только положительными эпитетами – «хороший», «прогрессивный», «мудрый», «дальновидный», «великий полководец» и т.д.
5. Миф о Петре должен пробуждать у человека гордость за свою страну.
6. Власть, прославляя Петра, становится как бы сопричастной его достижениям и гарантирует повторение успехов.

Аналогичные черты можно найти и у «черного» мифа о Петре, который существовал и существует, например, у старообрядцев и части славянофилов.

Откуда берутся мифы и как нам с ними быть? Об этом поговорим завтра.


(6 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:sasa
Date:September 19th, 2016 02:34 pm (UTC)
(Link)
Костя, ну уныло же.
Нам подсовывают убогую попытку вырвать историческую личность из контекста и обсуждать ее ради разоблачения мифа (то есть пункт 1 в полный рост). Довайте вспомним его коллег времен Северной Войны - польского короля (просрал все, по нескольку раз), шведского короля (наигрался в войнушку по самое не могу, положил незнамо сколько шведов, просрал все, включая самодержавие - парламент послал такие эскапады подальше), саксонцев (ну вы поняли :) ), даже турок, которые тоже по итогам войны оказались в проигравших.

И что характерно - белые мифы про Карла есть, Август Второй именуется Август Сильный и никого от этого не плющит, но вот обязательно неправильный белый миф он про Петра :)

PS Кстати пункты 3 и 4 в официальном мифе про Петра ну никак не фигурируют. Про петровскую эпоху у нас основное толстовский Петр Первый, там жестокость времени показана вполне на уровне. Англичане до такого добрались в массовой культуре только в "Елизавете", как мне кажется :)
[User Picture]
From:sansanich
Date:September 19th, 2016 02:57 pm (UTC)
(Link)
Сильно подозреваю что в мифостроительстве любой окраски ключевую роль играет "затирание контекста": из картинки с полутонами и тенями делается агитационный плакат в два-три цвета.

А так да - приведённый в пример "белый миф о Петре Первом" подозрительно похож на классическое "чучелко для битья", слишком уж просто такой миф разгромить.

Edited at 2016-09-19 02:58 pm (UTC)
[User Picture]
From:sasa
Date:September 19th, 2016 03:47 pm (UTC)
(Link)
Петр очень неудачный пример вобщем-то. От Медного Всадника Пушкина через "государь ты наш батюшка" АК Толстого к Петру другого Толстого и даже фильмам неоднозначность личности подчеркивается всегда. Может сейчас актуально наведение некоторой сусальности, но примеров автор не приводит.

Образ Александра Невского можно пинать ногами куда более обосновано, там основа современной версии мифа это фильм, который суть агитационный и черно-белый.
[User Picture]
From:sansanich
Date:September 19th, 2016 04:30 pm (UTC)
(Link)
Тут уж скорей Ленин, или Сталин подойдут - про них-то как раз есть и сусальные, и чёрные-пречёрные мифы.

Фильм про Невского imho всё-таки "миф" о ледовом побоище, как о всенародном противостоянии ливонскому ордену, для полноценного мифа об Александре Невском "маловато будет".
[User Picture]
From:sasa
Date:September 20th, 2016 07:20 am (UTC)
(Link)
вот мы и подошли к самому интересному: тезисы топикстартера про лажепропаганду куда больше подходят к черным (сталинелдетей) или серым мифам (победиливопреки).

Создать хороший белый миф силами одной пропаганды на зарплате и по сверху спущеному плану нельзя, даже если за неприятие мифа будут бить - это хорошо видно на примере Украины.

Белый миф становится белым когда он принимается людьми, а для этого нужен правильный момент и талант.

Кстати, "триста лет официальной идеализации мифа о Петре Первом" это бооольшая и бездоказательная натяжка. Что Пушкин, что Толстые были куда ближе к власти (то есть лично общались с первыми лицами государства) и тем не менее безусловных панегириков не делали.
[User Picture]
From:saiscea
Date:September 27th, 2016 08:41 am (UTC)
(Link)
Я все жду, когда РПЦ Петра I канонизирует. Или лучше сразу Ивана IV.

> Go to Top
LiveJournal.com