http://navlasov.livejournal.com/29850.html
За время преподавания я собрал небольшую коллекцию стереотипов, которые в осознанном или неосознанном виде присутствуют у подавляющего большинства студентов. Эти стереотипы не просто не являются безобидными, они вредны для самого студента. Тем не менее, разрушить их бывает очень непросто.
1. Самое главное - получать хорошие оценки.
Любой студент согласится с фразой "Мы приходим в университет за знаниями, а не за оценками". На сознательном уровне. На подсознательном получение хороших оценок становится центральной задачей в течение всего времени пребывания в университете. Надо сказать, что и сама университетская система всячески поощряет этот стереотип, ставя знак равенства между умным студентом и отличником и используя оценки как универсальный критерий при любом отборе (на повышенную стипендию, зарубежную стажировку и т.п.). В результате студенты боятся получить "тройку" по совершенно ненужному им предмету, чтобы, не дай бог, не остаться без "красного" диплома, а в начале семестра интересуются не тем, чему их научат, а в первую очередь тем, насколько сложным будет экзамен.
Реальность: Даже если Вы будете работать по специальности, цвет диплома не заинтересует практически никого, а вкладыш с оценками будет пылиться на антресолях всю Вашу жизнь. В лучшем случае его лениво пробегут глазами при поступлении на первую работу (или в аспирантуру). Через пять лет после окончания вуза работодатели будут смотреть на Ваш опыт работы и наличие высшего образования определенного профиля (и то не всегда), через десять достаточно будет просто факта наличия университетского диплома как такового.
2. Смысл изучения предмета - сдача экзамена
Во многом совпадает с предыдущим стереотипом. Помню, как однажды на третьей лекции сказал, что все рассказанное мной до этого на экзамене непосредственно не понадобится, но необходимо для понимания всего последующего материала. Громкий вздох разочарования пронесся по рядам. Вопрос "А у нас будут это спрашивать на экзамене?" я слышу регулярно, причем даже от хороших студентов. Этому способствует вся существующая система, состоящая из повторяющихся циклов "ходил на занятия - напряженно учил - сдал экзамен - с облегчением забыл".
Реальность: Каждый предмет изучается с определенной целью. Я всегда объясняю студентам на вводной лекции, зачем им нужен мой курс, какую роль он играет в их профессиональной подготовке. Можно набраться храбрости и спросить преподавателя: "Скажите, а зачем нам все это знать?" Если реакция неадекватная - значит, скорее всего, он и сам не задумывался над этим вопросом. Печально.
3. Хороший преподаватель полностью рассказывает на занятиях то, что будет спрашивать на экзамене.
Мне (еще в студенческие годы) не раз приходилось слушать возмущенных однокурсников: "Он рассказал нам только половину материала, а спрашивает весь!" Уже тогда это казалось мне немного странным. Тем не менее, вариант, при котором к экзамену можно подготовиться по подробному конспекту лекций, по-прежнему считается в студенческой среде идеальным.
Реальность: Изложить все содержание большого, серьезного предмета за 30 или даже 60 академических часов практически невозможно. Преподаватель не просто вправе, а должен отсылать студентов к дополнительным материалам. Самый очевидный из последних - учебник. Его студент должен осваивать самостоятельно. Пересказывать учебник на лекциях допустимо только в том случае, если в аудитории преобладают не умеющие читать.
4. Хорошо относится к студентам тот преподаватель, который предъявляет к ним минимальные требования.
Собственно, я об этом уже писал. К счастью, этот стереотип не является всеобщим. Многие студенты понимают, что, грубо говоря, no pain - no gain. Тем не менее, точка зрения "Иванов такой душка - всегда отпускал пораньше и поставил всем пятерки автоматом" до сих пор широко распространена.
Реальность: Преподаватель, который не предъявляет к студентам никаких требований и ставит "пятерки" направо и налево, хорошо относится к себе. Потому что это позволяет ему не напрягаться. На студентов ему, как правило, совершенно плевать. Тот, кто хорошо относится к студентам, старается их чему-нибудь научить.
5. В вузе из нас должны сделать грамотных, востребованных специалистов
Формированию этого стереотипа во многом способствуют сами вузы - активной рекламой в стиле "из вас сделают...". Вот так возьмут и сделают. Как папа Карло выстругал Буратино из полена. Без всяких Ваших усилий, надо только слушать и делать, что говорят. Порой к третьему курсу у студентов, которые разочаровываются в этих своих ожиданиях, начинается эпидемия декаданса: "Когда мы получим диплом, кем же мы будем? Сгодимся ли мы хоть на что-нибудь?"
Реальность: Результат Вашего обучения в вузе зависит в первую очередь от Вас самих. Хороший вуз дает Вам возможность в процессе обучения взять много полезного для себя. Именно "взять", а не "получить" - то есть нужны активные действия. Точно так же и библиотека дает возможность читать умные книги, но от простого пребывания в библиотеке умнее не становишься. Важно помнить, что результат (реальный результат, а не "корочки") нужен в первую очередь Вам самим, и действовать соответственно.