Дело в том, что на этой конференции мы сознательно отбирали не только доклады, которые показались нам сильными, но и доклады, которые показались нам спорными. Особенно это касалось региональных вузов, представители которых редко имеют возможность выступить на серьезном мероприятии с большим количеством профессиональных экспертов в жюри. Студенческая конференция – это место, где у докладчика еще есть определенное право на ошибку; так что мы решили, что если автор такого доклада выступит на ней, то после того, как из-за критики его огород превратится в сад камней, он сумеет сложить из этих камней крепостную башню, с которой он сможет гораздо успешнее выступать в будущем. И это будет лучше, чем если, варясь в своей среде, где ему некому указывать на ошибки, он будет коснеть в них, просто не зная, что и как он делает неправильно.
Многие из сделанных ошибок оказались типичны – их делали и делают не только на этом мероприятии, отчего хочется дать ряд рекомендаций тем, кто выступает в первый раз, для того, чтобы уменьшить количество комков в ваших блинах.
Первое. Дилемма широты и глубины. Многие хотят сделать доклад на какую-то большую и развернутую тему, которая, на самом деле, более соответствует диссертации, чем студенческому докладу. В результате, выступающий или тонет в массиве информации, или получается так, что он говорит понемногу и ни о чем. Мой совет – выбрав какую-то интересную тему, попробуйте идти не от обобщений, а от какой-то более частной темы, на примере которой вы высвечиваете некую общую проблему. Условно говоря, название «Национализм в Корее» вызовет у организаторов вопросы «Как, весь?!», в то время как «Концепции национализма десятых годов двадцатого века и их развитие в современной Корее» покажутся организаторам более вменяемой темой.
Где-то можно более четко выделять временные рамки, где-то – взять одну из составляющих явления, например не все кино, а только сериалы.
Второе. Тщательно думайте над содержанием заголовка. В советское время несоответствие заголовка тексту в школьном сочинении могло вызвать двойку с комментарием «Тема не раскрыта». Название вашего выступления – указание на некую исследовательскую проблему, которую докладчик старается раскрыть.
Потому, если вы весь доклад говорите о вещах, лишь отчасти связанных с обозначенной темой выступления, возможно, стоило бы иначе сформулировать тему. Если ваш доклад называется «Корейская живопись времен Корейской войны», то не надо большую часть своего выступления посвящать хронологии военных действий. Если это «Политика Пак Чон Хи в области образования», не стоит пересказывать биографию генерала, оставляя на образование последние пять минут.
Третье. Делая доклад, попробуйте ответить себе на вопрос «А в чем его фишка?» Возможно, разбирая какое-нибудь восстание или военный переворот, вы узнали что-то интересное для себя, но для специальной аудитории это будет выглядеть как пересказывание избитых вещей или, что еще хуже, - трансляцией общественного дискурса. Ваше выступление должно не просто пытаться донести информацию, которая доступна в книгах или справочниках, а выделить некую проблему (кстати, отраженную в заголовке). Поэтому попытайтесь задать себе вопрос, чем ваш доклад о причинах корейского экономического чуда отличается от тысячи других. Возможно, вы выдвигаете какую-то интересную концепцию, возможно – делаете неожиданное сравнение, либо опираетесь на редкий и малоизвестный источник. Это, безусловно, поднимет ценность вашей работы.
Четвертое. Договаривайтесь о терминах. Для многих терминов характерна многозначность. «Национализм», «геополитика», и даже «самооценка». Пользуясь подобным термином, сразу отмечайте, какой трактовки и в рамках какой школы вы придерживаетесь. Это позволит вам не только продемонстрировать знание методологии, но и отсечь определенный блок вопросов и претензий, связанных с тем, что аудитория или жюри, которая может быть привычна к иному варианту данного понятия, немедленно вам об этом заявит.
Пятое. Рассчитывайте время. Уместить ключевые моменты в десяти- или пятнадцатиминутный доклад – это более сложное искусство, чем кажется. Кому-то может помочь секундомер, кому-то – специально выбранный сокращенный текст, кому-то – развернутый план, с примерным указанием того, сколько минут уходит на каждый раздел. Кому-то – развернутая презентация, благодаря которой какие-то цифры или факты аудитория прочитает быстрее, чем докладчик их проговорит. Если вы не будете говорить со скоростью пулемета, ориентируйтесь на то, что прочитанный вами с трибуны текст, должен занимать максимум 4-5 страниц. Материал для публикации может и должен быть больше. Но на трибуну лучше выйти с сокращенной версией.
Шестое. В спорных моментах упоминайте источники, особенно если приведенная вами фактология вызывает у аудитории вопросы и недоумение. В этом случае, как минимум, станет понятно, что вы не придумали это сами, а ссылаетесь на кого-то, и как минимум часть претензий с вас снимается. Вообще, уделить хотя бы пару предложений в докладе рассказу о том, на каких источниках (если это неочевидно) строится ваше выступление – это хороший тон.
Седьмое. Стиль речи и выступление. Попытайтесь, если у вас есть понимающие друзья или чуткий научный руководитель, отрепетировать выступление при них. Не говорите себе под нос, не говорите монотонно, если очень нервничаете – возьмите в руку платок и держите его в руках, сбрасывая в него лишнюю моторику. Попробуйте вести выступление не в парадигме «Я выступаю обвиняемым на строгом суде», сколько в парадигме «Я рассказываю хорошим людям интересную историю, которую я раскопал, и хочу с ними поделиться». Помните, есть страх парализующий, и есть страх мобилизующий.
Если вы не знаете, как спланировать выступление, то лучше пользоваться шаблоном для условной кафедральной предзашиты:
· вот почему проблема показалась мне важной или интересной;
· вот, что я хотел исследовать/какие вопросы себе задал;
· вот на что я опирался и какие методы применял;
· вот какие ответы я получил на свои вопросы – они и есть выводы.
Это, конечно, не единственный идеальный план, но если у вас нет другого – проще пользоваться этим.