Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

И последняя часть заметок про экономику и магию. Что забыл, чего расширять??

Экономика и анизотропность мира

«Птица, зачем тебе деньги?». Как может выглядеть экономика в случае, если ментальность тех или иных участников сделки/субъектов отлична от человеческой?

Мы привыкли к восприятию богатства ХХ века через призму статусной роскоши, но </span>можно представить себе ситуацию, когда под влиянием господствующей этики накопленные средства могут

·         раздаваться  «на благотворительность» потому что «в саване карманов нет», а щедрость воспринимается как одна из главных добродетелей (американские протестанты нашего мира много жертвуют по похожим соображениям)

·         складываться в захоронении для того, чтобы владелец обладал ими в загробном мире (и, кстати, есть хорошая вероятность, что подобные предметы, взятые из чужой могилы, могут нести в себе проклятия).

·         Существовать не в виде богатств вообще, а  в виде магических предметов, место которых в экономке фэнтези заслуживает отдельного пассажа.

·         Если же возвращаться к идее лорда-вампира, то ему вполне вероятно может требоваться меньше натуральных налогов. Роскошные предметы он наколдует себе сам, а натуральный оброк нежити не нужен, либо он берется кровью в каком-то количестве.

А теперь добавим анизотропность и метафизичность, и посмотрим на  взаимодействие людей и гномов, обладающих разными потребительскими стандартами. На самом деле, даже малый рост гномов требует, например, того, чтобы в совместном заведении столы и стулья были разного размера. А если, к примеру, на гномов не действует алкоголь и, в качестве еды они могут потреблять каменную крошку, причем размолотые драгоценности являются для них аналогом деликатесов, это создает целый ряд проблем.

Еще можно вспомнить «кейс Тингола» из Толкиена, когда гномы не понимали,  как можно не заплатить за сделанную работу, а эльфы – как можно платить за подарок, цель которого заслужить уважение и положительные эмоции. Условно говоря, при экономических транзакциях существ с разными стандартами потребления, сделка «земля в обмен на бусы» вполне может оказаться не мошенничеством, а вещью, которая действительно удовлетворяет обе стороны.

Более сложный вариант: представим себе, что в мире есть джинны, которые обладают способностью созидать из ничего любые предметы, но, при этом, сами абсолютно лишены материальных мотиваций. Джинны любят слушать веселые истории или наблюдать, как у них перед глазами развиваются загадочные сюжеты. В этом случае, «я буду тысячу и одну ночь рассказывать тебе сказки, и если они тебе понравятся, ты построишь для меня дворец» - вполне себе экономическая транзакция.

А еще у нас могут быть ангелы и демоны, которые вообще могут не иметь материальных привязанностей.  Или, наоборот,   классические европейские драконы, чья модель экономического поведения – нахапать побольше, и держать при себе даже с учетом того, что ни золотые монеты, ни кубки или картины, не могут быть используемы драконом по прямому назначению.

При этом, у подобного драконовского поведения может как присутствовать, так и отсутствовать метафизическая основа. В результате в одном из разработанных нами миров, размеры сокровищницы не только влияли на статус дракона в драконьем сообществе, но и определяли рост его способностей. Накапливая богатства, дракон таким образом получал экспу. Но при этом драконья жадность заставляет его принимать бой, охраняя сокровища даже если противник заведомо сильнее, или идти на нерациональные действия, чтобы наказать похитителя сокровищ.

 

 

Экономика в основе политики

Если  наш государь, как у Макса Фрая, является единственным, кто может «договариваться с Землей», данная линия крови при всех возможных недостатках будет оставаться у власти надолго, ибо данная способность прибавляет легитимности. Если церковь бога плодородия может обеспечивать урожай за счет ритуалов, защищая поля от вредителей и непогоды, вес данного культа

</span>

 

 

Рынок сингулярных товаров?

Вероятно, в экономике высокомагического мира господствует рынок того, что можно назвать сингулярными товарами.

Сингулярный товар – это товар, за который покупатель готов отдать все, что у него имеется. Характерным примером такого товара является исцеление для смертельно больного человека. Тем же товаром может быть возможность воскрешения или какие-то специфические вещи.

Сингулярные товары могут делиться на категории, но сингулярный товар М всегда дороже, чем все товары уровня М-1 вместе взятые. </span>

Такая экономика принципиально субъективна и наиболее адекватной ценой за сингулярный товар является обязательство покупателя оказать в будущем адекватную сингулярную сделку. Сделка такого рода: я тебе извожу в лесу драконов, а ты бесплатно воскрешаешь меня. Если же  обладающий сингулярными товарами нуждается в каких-то ресурсах, то наиболее разумной тактикой будет продажа фьючерсных контрактов на свои услуги.

Илья полагает, что общество, где функционирует такая экономика, будет достаточно явно стратифицировано, причем понятие о справедливых действиях будет меняться в зависимости от того, к каким стратам относится продавец и покупатель. Если у человека своей страты разумно попросить ответную услугу, с человека более низкой страты будет просится некая справедливая цена (10-20% имущества), хотя услуга не исключена, то если речь о крестьянине, восхотевшем получить исцеление от болезни с помощью магии, то по отношению к нему этичным поступком будет считаться сканирование мыслей и забирание у него всего до последней копейки. Если же деньги личности низкой страты не требуются обладателю сингулярного товара, то вполне типичным примером сделки может являться следующее: я исцеляю вас от болезни, а вы мне пишете бумагу, что население вашего кладбища вам не нужно и я могу взять его для опытов.

 

Естественно, обычные товары существуют и занимают свой сектор. Более того, существует как возможность использования обычных товаров для производства сингулярных (вплоть до фермы для производства некрещеных младенцев для принесения жертв демонам), так и применение сингулярного товара для производства товаров обычных (наем работников на строительство с обещанием кормления их магически сотворенной пищей).

 

Рынок магического шмота?

В завершение о рынке вещей, жизненно необходимых приключенцам. В тексте о традиционном обществе мы говорили о том, что конь, оружие и доспехи не имеют аналога в нашем мире по сочетанию дороговизны и жизненной необходимости, и применительно к экипировке героев фантастического мира это остается правдой.

Экипированная партия сильно превосходит неэкипированную, причем чем выше уровень партии, тем больше различие. А учитывая цену магшмоток, приключенцы оказываются «людьми с золотыми пистолетами и бриллиантовыми автоматами». Как правило, в магическом мире нет аналога автомата Калашникова как дешевого но эффективного оружия, которое можно купить в лавке за недельную зарплату.

При этом:

·         Большинство снаряжения заточено под боевое взаимодействие или лазание по донжонам. Вещей, полезных для гражданской жизни, почти нет. (нет, можно представить себе, что они есть, и просто ими не пользуются охотники за экспой, но пока от такого представления воздержимся).

·         Топовые предметы нужнее высоким уровням, чем низким. Кольцо +4 для голого низкоуровнего приключенца – почти все равно, что обычный доспех, а радикального спасброска от магии оно не дает все равно. В результате человек с таким предметом оказывается не умеющим стрелять обладателем наградного пистолета.

·          Многие магшмотки являются сингулярными товарами, а это значит, что очень часто лучшим  вознаграждением для охотника за головами является не то, что ему заплатит наниматель, а то, что он снимет с жертвы. Более того, чем больше на тебе надето, тем больше желающих с тебя это снять.

Такая практика может сделать шмот «валютой для избранных», при том, что неприключенец, который случайно найдет артефакт, может продать его (властям или группе РС)  за то вознаграждение, которое для него актуально. С-300 в личном пользовании – бесполезно и опасно.

 

Tags: рпг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments