Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

Подступаюсь к "экономике магического мира"

И выношу на обсуждение некоторые тексты перед тем как записывать видео-лекцию.

Общие положения.
Сперва надо отметить, что мы понимаем под «магически ориентированной экономикой». Это не просто мир, где есть магия, а мир, где те или иные аспекты магии непосредственно влияют на экономические процессы. При этом это влияние является системным и не уникальным. То есть, в Альтернативном Настоящем или Седьмом море тоже встречаются силы, влияющие на экономику при помощи магии (см историю про вуду и квартирный вопрос), но подобные типы «магического мошенничества» удаются в единичных случаях потому, что не предусмотрены системой, и, занимаясь сеттингом, автор не обязан обращать  особое внимание на такие нестандартные модели.
В мирах же типа ДнД-шного вопрос о том,  насколько при наличии в мире магии (точнее, данного уровня ее распространенности или присутствия определенных ее аспектов) экономические процессы будут калькировать «экономику реального мира» является системно важным, поскольку магия принципиально и существенно меняет картинку. 
Обычно в игровых мирах магически ориентированной экономике уделяется больше внимания, чем в книгах, где ниша мага или сужается до «вертолета огневой поддержки», либо магия является универсальной отмазкой при ответе на то, откуда посреди бесплодной пустыни или глубоко в подземелье без вентиляционных шахт, Темный Властелин сумел построить город, способный вставить армию с осадными машинами и железными доспехами.  

Теперь некоторое количество теории, которые позволят не уйти в частности. Начиная заниматься влиянием маги на экономику, мы по-прежнему исходим из политэкономии Адама Смита и Карла Маркса – в основе экономического процесса лежит труд, как концентрированные человеческие усилия. У экономических акторов могут быть иные мотивы, иные способы производства, иные ресурсы. Но вне зависимости от этого, общество будет построено по определенным лекалам, и данная методология позволяет нам определить закономерности. Производительные силы могут меняться существенно больше, чем производственные отношения.
Отчасти потому, в отличие от социологических и политических граней фанатасического мира,   для понимания экономики нашего мира экономика вторичных миров не дает ничего. С одной стороны, некоторые политологические модели можно пытаться разбирать, представив себе средневековый аналог постиндустриального общества, где физический труд полностью переложен на плечи зомби, големов или заклинаний. Однако, эти выводы могут иметь значение для создания социально-политических моделей, но не собственно экономических: мы можем сделать выводы о сдвигах общественных, но не экономических.
К магически ориентированной экономике можно подходить с двух позиций. Первый подход – это моделирование, когда, определив некие исходные факторы, отличающие экономический процесс данного мира от реального, мы пытаемся дотошно проследить весь комплекс последствий. Второй подход – объяснение, когда мы пытаемся, условно говоря, латать дыры, объясняя, откуда что берется и нацеливаясь на более локальные задачи.
Занимаясь моделированием, можно использовать два метода. Первый – взять конкретный магический феномен (алхимия, телепатия, некромантия и т.п.) и посмотреть весь комплекс его последствий применительно к конкретному миру. Другой вариант – это посмотреть на более общие параметры, которых можно выделить три.
Первое – предельность. Есть ли в мире некий нескончаемый ресурс, который может стать источником производства? Например, в мирах типа ДД-шного таким, по сути, бесконечным ресурсом является мана. Объем магических сил отдельного мага или священника органичен, но количество магов и священников теоретически может стремиться к бесконечности. Либо налицо наличие некого тибериума, который представляет собой «супербатарейку».
Второй параметр – различность потенциальных экономических акторов. Здесь, конечно, можно привести много примеров нетривиальных вариантов торгового обмена, начиная с продажи души, и ниже мы посвятим этому отдельный раздел.
Третий параметр – автономность. При определенном уровне магичности мира, маг из, скажем, Гарри Поттера, может наколдовать себе любой материальный предмет. Соответственно, ему не нужно общество, и нет нужды вступать в экономические отношения.
Занимаясь объяснением, можно взять тот ии иной аспект экономического действия и посмотреть, как он меняется под влиянием магии. В этом тексте мы попробуем использовать данный подход.

Производительные силы
Самый простой и радикальный вариант – магическая разновидность «постиндустриального общества», когда физический труд в целом переложен на работающих зомби/големов/дроидов, либо речь идет о чистой магии: в  мире ДНД присутствуют не только заклинания, которые позволяют обрабатывать камень с легкостью глины, но и заклинания более высокого уровня, которые позволяют создавать материальные ресурсы из ничего. Да, это хорошее объяснение, как и за счет чего мы построили нашу черную цитадель в месте, где поставка стройматериалов совершенно невозможна с точки зрения немагической логистики.
Менее тривиален вопрос качества материалов: магия дает традиционному обществу эквивалент инструментов, присущих ХХ + веку, в первую очередь с точки зрения прецезионной обработки материала или получения материалов необходимого качества с заданными параметрами.
В наше время качество и состав руды нивелируется только  за счет современных технологий металлургии, а получение материалов с гарантированными заданными свойствами «всего лишь» затруднено, тогда как раньше это было невозможно. Магия обычно снимает это ограничение – алхимия дает тебе именно такую сталь, какая нужна. Выращивание деревьев заданной формы на корабельный лес – тоже теоретически несложно.

А чтобы аудитория понимала, насколько подобные эксперименты влияют на мир, приведу несколько примеров из «личной практики». Того, что в рамках ДнД может сделать небольшая партия 8-9 уровня с не сильно крутым набором артефактов.
Пример 1.  Еще в первой редакции существует магический предмет Lyre of Building – при помощи нее можно строить,  30 минут игры на этой лире равнозначны работе 100 человек в течение трех дней. Один час игры, таким образом создает труд в 600 человеко-дней, и сутки – то что такая бригада строит 24 дня.
В сочетании с наложенным на играющего заклинанием unfailing endurance, позволяющим не делать проверок на усталость, и длящимся двое суток если кастовать его в extended-варианте,  игрок может два дня играть без проверок вообще, не отвлекаясь на еду и сон,  и еще сутки – с накапливающейся усталостью. Полученного ресурса человеко-часов хватает на то, чтобы, при наличии материалов, в одиночку  построить замок.
Пример 2. Берем священника 8 уровня, вбивающего все свои заклинания высоких уровней в чару Создания еды и пищи.  Базовая версия чары производит порцию еды для трех человек на уровень, минимум для 15-ти, и при том, что паек можно дробить,  накормить досыта одной чарой 25 человек – норма данного мира. Священник данного уровня, даже без бонусов за Мудрость или специфических фитов, имеет три чары третьего уровня и две чары  четвертого – а это 150 накормленных в день.
 
В результате может оказаться, что развивать классический паттерн промышленного и сельскохозяйственного производства невыгодно: если магия делает что-то быстрее, дешевле (с точки зрения траты ресурсов) или безопаснее, логичнее развивать магию. Да, это тоже требует определенной организации труда. Магу могут требоваться определенные маткомпоненты и/или манапродукция может иметь свой аналог технологического процесса. Но это будет именно аналог.

А в завершение первого раздела -  «домашнее задание»: представим себе общество, находящееся на уровне бронзового или раннего железного века. Только-только изобретена соха. Однако в мире присутствует ритуальная магия, благодаря которой, если, перед тем как начать обрабатывать поле ты совершишь некий ритуал, не требующий большого количества времени и ресурсов. То твое поле не просто не будет защищено от неурожая и вредителей, но даст предельный урожай с точки зрения технологий двадцать первого века (как если бы Земля была напичкана современными удобрениям и обрабатывалась бы современной специальной техникой).

Tags: рпг
Subscribe

  • Прастити

    Над седой равниной моря нэки рыбу пожирают. Лапой острою когтистой По волне они хреначат и вылавливают рыбу. Глупый пингвин, тот, кто прятал тело…

  • (no subject)

    https://kireev.livejournal.com/1833845.html Любопытное исследование о религии и домашних животных. Во-первых, евангелисты,…

  • Кто и его Эрдоган.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Прастити

    Над седой равниной моря нэки рыбу пожирают. Лапой острою когтистой По волне они хреначат и вылавливают рыбу. Глупый пингвин, тот, кто прятал тело…

  • (no subject)

    https://kireev.livejournal.com/1833845.html Любопытное исследование о религии и домашних животных. Во-первых, евангелисты,…

  • Кто и его Эрдоган.