Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

Глава десятая, в которой Со Чжэ Пхиль во главе Общества независимости ломает одни ворота и строит новые, ван становится императором, а в столице случаются уличные бои с участием коробейников

 

Начало деятельности Общества

 

Новый виток реформаторского движения был связан с появлением в Корее человека по имени Со Чжэ Пхиль (1866-1951).  Со принадлежал к провинциальному знатному роду, но получил хорошее конфуцианское образование. В 1883 г. в составе группы молодых дворян отправился учиться в Японию и в 1884 г. закончил обучение в военном училище в г. Ояма, получив звание офицера. Так как его дядя Со Гван Бом был активным участником переворота 1884 года, Со Чжэ Пхиль тоже принял активное участие в мятеже  (был самым молодым его участником) и был вынужден бежать в Японию. Когда японское правительство дало понять, что пребывание этой группы корейских эмигрантов на территории страны нежелательно, Со переехал в США, где в 1888 г. поступил в Университет Лафайета, а в 1889 г. – на медицинское отделение Вашингтонского университета, которое закончил с отличием. В 1892 году он стал первым корейцем, получившим американский диплом врача.  После этого он принял американское гражданство, изменил имя на европейское Филипп Джэсон   и женился на белой женщине. Мюриэль Джейсон,  была дочерью Джорджа Бьюкенена Армстронга, главы Центральной почты Чикаго, очень богатого человека и изобретателя системы ж.-д. почты, а также – племянницей экс-президента США Джеймса Бьюкенена[1]. 

В общем-то, Со хотел навсегда остаться в США, однако когда бывшие участники переворота были амнистированы, Пак Ён Хё фактически пригласил Со вернуться на родину, зная, что молодой и энергичный адепт западной демократии, скорее всего, с радостью включится в процесс реформ[2].

Со прибыл в Сеул 26 декабря 1895 г.  Вскоре после его прибытия японский посланник Комура в частной беседе предупредил его, что реалии Кореи отличны от американских, и что ему не следует пропагандировать в Корее демократию американского типа[3]. Со выслушал, но  намерений не переменил.

Когда прояпонскую группировку у власти сменила прорусская, Со получил от правительства предложение занять пост министра иностранных дел, но отказался. Формально – потому, что у него не было таланта политика, фактически - потому, что  консервативная часть чиновников испытывала к нему очень сильную неприязнь. Ему казалось, что  гораздо удобнее заниматься «обучением народа и воспитанием лидеров» в качестве частного лица, так что он начал читать лекции в одной из наиболее популярных школ (Пэджэ Хактан), где усиленно внедрял в умы молодежи идеи демократии американского образца.

Не меньшую роль сыграл Юн Чхи Хо (1865-1945).   Участник ознакомительной миссии в США, затем – первый корейский переводчик с английского, Юн в 17 лет был направлен на учебу в Японию, где познакомился с Ким Ок Кюном. Его отец Юн Ун Нёль был умеренным реформатором и одним из тех, кто высказался против переворота, так что Юн в нем не участвовал (и даже отговаривал от этого замысла друзей), однако, из-за тесных связей с мятежниками оказался под подозрением и  был вынужден покинуть  страну. Юн уехал в Шанхай в англо-китайский колледж Американской методисткой церкви, а затем – в США, где получил западное образование. Когда Пак Ёнхё добился для Юна назначения на должность министра образования, он вернулся в Корею, но к прояпонской группе не примкнул[4].

С точки зрения взглядов Со и Юн относились к реформаторам, но это было уже несколько иное поколение- в отличие от реформаторов более старшего возраста,  члены данной группы  могли изучить принципы устройства западного общества на практике, достаточно прожив в США. Это придавало им рвения. Кроме того, если Ким Оккюн и Ко могли сочувственно относиться к христианству, но оставаться некрещенными, Юн и Со, искренне приняли христианскую веру.

В январе 1896 г., еще до бегства вана в русскую миссию, Со Чже Пхиль и Юн Чхи Хо договорились издавать газету, которая бы пропагандировала корейский язык, величие Западного мира как христианской цивилизации, равноправие мужчин и женщин, изучение отечественной истории и языка как способ пробуждения национального самосознания. Формально Со занимался созданием газеты как частное лицо, но на государственные деньги, так как правительству нужен был свой рупор. Статус частного лица давал ему больше свободы. Когда же ван бежал в русскую миссию, Со избежал репрессий, поскольку а) не занимал официальных постов в правительстве, б) был гражданином США. Более того, новая власть еще больше нуждалась в своей газете, так как «Столичный Вестник» воспринимался как рупор прояпонской фракции.

Очень серьезная помощь была оказана и американскими миссионерами. Типография располагалась  в помещении школы Пэчжэ, принадлежащей миссионеру Аппенцеллеру,  а редактором английского выпуска был брат миссионера Хальберта. За корейский выпуск газеты отвечал Чу Си Гён, впоследствии выдающийся корейский лингвист[5].

Первый номер «Тоннип синмун» («Независимая газета»)  вышел 7 апреля 1896 г. Вначале в газете было четыре страницы, из которых одна была на английском, а три- на корейском. Корейская версия из принципа пользовалась  практически только национальным письмом хангыль и не прибегала к  китайским иероглифам[6].  При этом до конца года газета выходила три раза в неделю. С января 1887 г. она была разделена на два самостоятельных издания – корейское и английское, а с июля 1898 г. корейское издание стало ежедневным. Газета просуществовала до декабря 1899 г. За это время было выпущено 1218 номеров, а тираж вырос с 300 экз. до 3000[7].

Газета была очень популярна благодаря низкой стоимости и отсутствию иных периодических изданий. Она была рассчитана на достаточно образованную аудиторию и, хотя в последующие годы в Корее появились иные газеты и журналы, многие редакторы или журналисты таковых начинали именно в Тоннип Синмун.

В июле 1896 г. Со Чжэ Пхиль организовал Клуб независимости, впоследствии преобразованный в Общество независимости. Его первоначальными формальными целями было торжественное уничтожение Ворот приветствия и благословения (Ёнынмун), воздвигнутых в западной части столицы для торжественного приема китайских посланников, и строительство рядом с остатками их опор так называемых Ворот независимости (Тонниммун), возведенных на собранные народные средства. Также предлагалось разбить Парк независимо­сти и устроить Павильон независимости в бывшем Павильоне преклонения перед Китаем. Кроме того, Общество независимости должно было заниматься распространением в Корее новых знаний. В первый год существования в состав Общества, по различным сведениям, входило от 1 до 2 тыс. чело­век.

Важно отметить: Со Чжэ Пхиль был советником Общества, но его официальным президентом был генерал Ан Гён Су, который был военным министром до убийства королевы Мин. При японцах был арестован, а после бегства вана в русскую миссию был освобожден и назначен начальником полиции Сеула. Обществом он руководил до 11 мая 1898 г. , после чего его сменил Юн Чхи Хо. Подобный маневр был сделан для того, чтобы во главе Общества не стоял гражданин иностранного государства, что дискредитировало бы саму идею его создания.

Так как  Китай к этому времени давно выбыл из игры, постройка Ворот не встретила сопротивления со стороны иных держав. Любой человек, внесший на строительство большую сумму, автоматически считался членом Общества. На строительство было собрано около 6 тыс. вон, при этом, несмотря на активную агитацию, основными спонсорами были крупные корейские чиновники (наследный принц пожертвовал 1 тыс. вон) и иностранные представители, в том числе – русский поверенный. Проект Ворот по личной просьбе Со Чжэ Пхиля выполнил русский архитектор, хотя все строительные работы выполняли уже корейцы[8].

Парк же должен был включать в себя посадки иностранных растений, площадки для спортивных игр западного типа, а  также – место для публичного лектория. Однако поскольку все деньги потратили на Ворота и Павильон независимости, перестроенный из Павильона преклонения перед Китаем,  этот проект не был реализован.

Часто  Обществу приписывают проекты, к которым оно не имело никакого отношения. Так, В.Ф. Ли утверждает, что под эгидой Общества в 1896 г., т. е.  в год организации Общества, вышла пятитомная «История Кореи». Однако, принимая во внимание дату организации Общества и то, сколько сил и времени требуется для подготовки такого  большого труда, понятно, что выпустило его не Общество. К тому же указанная «История Кореи» была скорее пропагандистской работой, а не исследованием, и делала упор на Тангуна и Три государства.

 



[1] Letters from Joseon. С. 389-390.

[2] Пак А. В. Диссертация.  Рукопись.  С. 133-134.

[3] Korea’s Self-Identity.  Р. 165.

[4] К.И. Вебер и Корея. стр.263-264

[5] Пак А. В. Диссертация.  Рукопись.  С. 139.

[6] Пропаганда хангыля рассматривалась как  проявление национализма и упор на национальные корни.

[7] Пак А. В. Диссертация «Общество Независимости (Тоннип Хёпхве) и его место  в национально-освободительном движении в Корее в конце XIX – начале ХХ вв.».  Рукопись.  С. 141-142.

[8] Пак А. В. Диссертация.  Рукопись.  С. 165.

Tags: История Кореи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments