?

Log in

No account? Create an account
Глава шестая, в которой  Ким Ок Кюн пытается привнести в… - Онлайн-дневник Маккавити

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 30th, 2015


Previous Entry Share Next Entry
08:46 am

Глава шестая, в которой  Ким Ок Кюн пытается привнести в Корею свет цивилизации, устроив пожар у почтамта, а Юань Шикай начинает свою карьеру политика

 

Тяжело быть буржуазным революционером в стране, где вся буржуазия это ты и небольшая группа твоих приятелей.

Перефразированное выражение В.Тихонова[1].

 

Мятеж года Капсин и его последствия

После 1882 г. Китай, пользуясь наличием в Сеуле собственного воинского контингента, начал более активно укреплять свое влияние, найдя ценного союзника в лице клана Мин. Их интересы совпадали, так как Ли Хунчжану была нужна Корея, не выходящая из-под колпака его влияния, а Минам – надежная «крыша», способная обеспечить их личное процветание.

                Так как после ссылки Тэвонгуна традиционалисты уже не представляли для правящего клана серьезной опасности, Мины переключились на сторонников цивилизаторства, стремясь вытеснить реформаторов с важных постов. Г. Д. Тягай отмечает, что осенью 1883 г. эта тенденция особенно усилилась, накладываясь на некоторые неудачи группировки Ким Ок Кюна и то, что  с февраля 1882 по май 1884 гг.  Ким Ок Кюн совершил три поездки в Японию, каждая  из которых длилась несколько месяцев[2]. Это время во многом уходило на общение с Фукудзавой и его единомышленниками, однако заем из Японии Ким Ок Кюн получить не сумел[3], и его влияние стало падать. Кроме того, Ким Ок Кюн выступал против денежной реформы, за которую агитировал П. Мёллендорф, считая, что это вызовет инфляцию и развал в экономике[4].

В октябре 1884 г. клан Мин начал еще одно наступление на прогрессистов. Королеве удалось лишить реформаторов возможности встречаться с королем и передавать ему письма[5]. Ким Ок Кюна выслали в провинцию, Пак Ён Хё был снят с поста губернатора Сеула[6], а издаваемая им с 1883 г. газета «Хансон сунбо» (Сеульское обозрение), в которой, в частности,  излагались положения реформаторской программы и публиковались материалы о жизни за рубежом[7], была прибрана к рукам королевой и ее клевретами, которые  перевели ее на ханмун, что сделало ее недоступной для простых корейцев[8].

При этом в желании прогибаться перед Китаем клан Мин  был готов перейти всякие границы. Формальный глава прокитайской фракции и любимец королевы Мин Ён Ик даже пытался провести реформу национальной корейской одежды, приблизив ее к китайской, и собирался опубликовать соответствующий эдикт от имени вана, но под давлением  общественного мнения был вынужден отказаться от этой непопулярной идеи[9].

В такой обстановке Ким Ок Кюн и его сторонники, занимавшие в стране ряд постов второго эшелона, начали готовить переворот    при участии японских друзей и в расчете на помощь японских войск, охраняющих японскую миссию в Корее.

В связи с этим ряд историков задается вопросом о том, был ли Ким Ок Кюн в курсе милитаристских планов японцев в отношении Кореи и если да, то можно ли считать его осознанным агентом влияния. С точки зрения автора, излишняя демонизация Ким Ок Кюна напоминает разговоры об «агенте ЦРУ Горбачеве».  В то время Япония была примером азиатской страны, которая оказалась способна осуществить модернизацию и в короткие сроки достигнуть уровня европейских стран. Япония рассматривалась как страна, лишь недавно сбросившая иностранный гнет и как бы помогающая своим младшим братьям развиваться. Японские либералы были источником идей модернизации не только для Кореи, а идеи паназиатизма были весьма привлекательны: Г. Тягай очень верно отмечает сходство контактов корейских и японских просветителей с японскими связями Сунь Ятсена[10].

Не имея массовой поддержки и рассчитывая в основном на небольшие отряды сторонников, которых нои тренировали по японскому образцу[11], Ким Ок Кюн  и его последователи не видели возможностей самостоятельной модернизации Кореи и во многом рассчитывали на помощь Японии, благо к японской помощи они прибегали и ранее[12].  Впрочем, к подготовке переворота была причастна не только японская, но и американская миссия. Более того, 29 ноября 1884 г., за пять дней до мятежа, Ким Ок Кюн встретился с ваном на частной аудиенции и просил Кочжона одобрить план переворота[13]. Это очень важный момент, который говорит не только о том, что мятеж не был для короля неожиданностью, но и о том, что перед тем, как перейти к силовым акциям, реформаторы пытались увещевать власть.

Путчисты рассчитывали и на поддержку более умеренных коллег, однако остальные сторонники реформ отказались сотрудничать с Кимом и его группой, приведя следующие 6 причин, по которым мятеж обречен на неудачу.

1.       Силовое  давление на монарха нарушает все принятые нормы, особенно - с конфуцианской точки зрения;

2.       Из-за этого у организаторов переворота не будет массовой поддержки, и народный гнев обратится, опять-таки, на тех, кто покусился на традиционный порядок вещей;

3.       Нельзя оставаться у власти, опираясь на внешние силы в лице японских штыков;

4.       Китай, безусловно, примет меры и пришлет войска, превосходящие по численности силы реформаторов;

5.       Планируемое убийство одиозных представителей клана Мин восстановит против реформаторов королеву, а значит – и короля;

6.       Наконец, у реформаторов нет достаточного количества сподвижников, чтобы проводить в жизнь их решения.

 



[1] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 409

[2] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 219.

[3] Несмотря на то, что в Японии к прогрессистам относились с сочувствием, прокитайская ориентация большинства членов королевского двора не давала гарантий, что  предоста­вленный заем будет возвращен.

[4] Korean War and Modern History. Sese Publ. House.  Seoul, 2006. Р. 19.

[5] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 224.

[6] Пак А. В. Диссертация.  Рукопись С. 98.

[7] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I.  С. 341.

[8] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 224.

[9] Тягай Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. С. 111.

[10] Тягай. С. 101.

[11] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 408

[12] Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1, с.408

[13] Тягай Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. С. 112.


(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com