Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Category:

http://tttkkk.livejournal.com/279570.html
Я уже много лет постоянно говорю про то, что на возникновение южнокорейских традиций современной жизни решающее влияние оказала Япония. Иначе не могло и быть: модернизация Кореи происходила в условиях японского колониального правления, и поэтому в Корее просто копировались японские образцы. В результате самые разнообразные привычки современного быта – от архитектуры универмагов и устройства автоматов по продаже кофе до бланков официальных заявлений и правил оформления результатов археологических раскопок – скопированы с японских образцов. На следы японского присутствия натыкаешься повсюду, но говорить об этом считается, скажем так, не-патриотическим, и поэтому картина неизбежно складывается несколько мозаичная. Для меня мои поездки в Японию в этом смысле весьма поучительны, причем там обычно удивляешься не тому, что что-то, вошедшее в обиход между примерно 1870 и 1940 гг., устроено в Японии как в Корее, а тому, когда что-то там устроено сильно иначе.

Но всё это – длинное предисловие. Сегодня в субботнем приложении к газете Чунъанъ ильбо (중앙일보 / 中央日報) появилась статья о том, что почти современный корейский похоронный обряд создан в 1930-е годы по японскому образцу и по прямым указаниям колониальной администрации. Решающую роль тут сыграл Указ Генерал-губернатора от 10 ноября 1934 года «Правила проведения [семейных] обрядов» (儀禮準則).

Авторы статьи – Ли Чхоль-чжэ и Квак Чэ-мин – облачает свой рассказ в одежды патриотического то ли гнева, то ли скорби. Может, делают они это и искренне – не ведаю сего, но подозреваю, что тут действует та же механика, которой в советские времена адекватные люди обычно пользовались для того, чтобы рассказать о современных западных общественных теориях. Их тогда, как известно, разоблачали с марксистско-ленинских позиций, предварительно тщательно изложив. Напрямую говорить о японском влиянии, не подчеркнув при этом своего патриотического негодования – немного опасно для карьеры.

Итак, из текста, пусть и газетного, но опирающегося на работу этнографов и собственные усилия авторов, можно узнать следующее:


•Закрепление траурной розетки (상장 / 喪章) на левом лацкане западного пиджака – традиция, которую ввел Указ 1934 г.

•Траурная повязка на левом рукаве – исходно западная традиция, также введенная в Корее японцами.

•Использование цветов на похоронах – опять-таки западная по происхождению традиция, которую в Корее ввели японцы. Упоминается, что поначалу цветы вызывали весьма негативную реакцию в семьях старой закалки, им казалось, что отправка цветов на похороны – суть издевательство. При этом отмечается, что нынешняя традиция обильно украшать портрет покойного белыми цветами – не просто японская, но и недавняя, попавшая в Корею только около 2000 г. (как всегда, через Пусан).

•Традиция хоронить покойного в подчеркнуто простой погребальной одежде из конопляной ткани – тоже введенная японской администрацией. До этого хоронили в дорогой нарядной одежде, а траурную одежду из конопляных тканей носили дети и близкие родственники покойного на похоронах. Использование шелка и иных дорогих тканей для изготовления погребальных одежд было прямо запрещено упомянутым выше указом 1934 г. и комментариями к нему.

Кстати, кажется, я не давал ссылки на свою недавнюю статью о корейском буйном анти-японизме. Вот ссылка
http://lenta.ru/articles/2015/03/16/koreavsjapan/

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments