Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

Секция «Экономика»

 


Суслина Светлана Серафимовна </span>
(главный научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Энергетические дисбалансы Северной и Южной Кореи и возможности международного энергетического сотрудничества

          Доклад посвящен анализу динамики и текущего состояния энергетических потенциалов  КНДР и РК, а также освещению проблем и перспектив их развития в ближайшем будущем. Показано, что на современном этапе развития энергетического сектора в экономике каждого корейского государства сохраняется проблема структурной несбалансированности его развития применительно к задачам экономической политики и запросам национального производства. Особое внимание уделено рассмотрению структур энергобалансов обеих стран, выделению «болевых точек» и «узких мест», особенностям энергополитики каждой из стран, определению значимости энергетики как структурообразующей отрасли в их экономиках. Показано, что основной дисбаланс в каждой из стран связан, прежде всего, с нехваткой углеводородных природных ресурсов, что может быть компенсировано в рамках развития и расширения форм международного энергетического обмена. В этом процессе одно из ведущих мест объективно принадлежит России как ведущему мировому экспортеру этого вида энергетической продукции и ближайшему соседнему государству в СВА.

 

Мудрова Евгения Борисовна (начальник отдела международного сотрудничества ОАО «Мечел»)

         Инфраструктурные проекты как ключевой фактор развития интеграционных связей в АТР

         Азиатские страны, вступившие на путь интеграционного взаимодействия позже стран Европы и Америки, в настоящее время стремительно развивают различные двусторонние, региональные и субрегиональные интеграционные союзы. Если в 2000 г. количество подписанных соглашений в Азии составляло 55, то в середине 2014 г. этот показатель вырос до 278. Ключевыми участниками данных процессов остаются Китай, Республика Корея, Япония и страны АСЕАН. Две трети соглашений являются двусторонними, однако, при этом активно растет и число многосторонних союзов. Особое внимание заслуживают взаимоотношения Китая, Республики Корея и Японии в процессе  формирования тройственного союза,  а также такие глобальные субрегиональные инициативы, как Транс-Тихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership) и Региональное всестороннее экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership).

Одним из основополагающих факторов дальнейшего укрепления интеграционного взаимодействия между отдельными странами является развитая инфраструктура. В настоящий момент прорабатываются следующие крупные межрегиональные инфраструктурные проекты: Азиатская скоростная магистраль (Asian highway), Транс-Азиатская железная дорога (Trans-Asia Railway), объединение дорог и водных путей субрегиона реки Меконг,  соединение энергосистем Северо-Восточной Азии и России (NEAREST) и т.п. C учетом текущих глобальных кризисных явлений  государств АТР ищут новые форматы частно-государственного партнерства и формируют инновационные механизмы долгосрочного финансирования в такие инфраструктурные проекты. Автор анализирует текущее состояние межстрановой инфраструктуры в АТР, ее взаимосвязь с развитием интеграционных связей между странами, региональную систему поддержки инвестиций в развитие инфраструктуры, основные причины «замораживания» некоторых проектов и существующие возможности для их активизации в ближайшем будущем. Отдельно рассматривается участие и роль России в инфраструктурных проектах в регионе Северо-Восточной Азии, включая проекты на Корейском полуострове.

 

Ким Ен Сун (проректор по международному сотрудничеству, Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики)

Коллизии рынка газовых поставок для экономики Южной Кореи

Ограниченные собственные запасы газа газоконденсатного месторождения в Японском (Восточном) море, отсутствие доступа к международным газопроводам и потребности растущей экономики превратили Южную Корею в крупнейшего импортера сжиженного газа в АТР. Высокий показатель коэффициента корреляции между потребностями в газе и ВВП указывает на значимую роль поставок газа в экономике Южной Кореи. Активизация добычи сланцевого газа в США, Австралии, реализация амбициозного проекта строительства газопровода «Сила Сибири», совершенствование технологий транспортировки, сжижения и регазификации, снижение цен на нефть и соответственно ожидаемый прогноз снижения цен на газ в 2015г., эскалации напряженности в отношениях с КНДР и стремление обеспечить защиту и прибыльность вложений южнокорейских инвестиций в экономику Севера Кореи  меняют расстановку акцентов политики закупок газа для Республики Корея. Всесторонний анализ условий современных газовых спотовых и долгосрочных контрактов, собственных потребностей и потребностей стран – соседей, возможностей добычи ведущих стран - экспортеров газа, факторов снижения политических рисков в долгосрочном аспекте  может определить  устойчивость позиций экономики РК. С одной стороны, сегодня поставки сжиженного газа морским путем обеспечены всей необходимой инфраструктурой страны и постоянно совершенствующими технологиями доставки газа до потребителя, с другой стороны, прокладка газопровода через территории КНДР может стать как основой для снижения себестоимости продукции Кесонского промышленного комплекса и будущей экономической интеграции страны, так и инструментом экономического шантажа северного соседа. 

 

Машарский Кирилл Геннадьевич (преподаватель факультета международных отношений кафедры языкознания и страноведения Востока, Белорусский государственный университет)

Присоединение Республики Корея к ТТП: перспективы и вызовы

Осенью 2013 года Республика Корея изъявила желание присоединиться к Транс-Тихоокеанскому партнерству (ТТП). На текущий момент Республика Корея активно участвует в переговорном процессе по вступлению в ТТП, так как это соглашение, по мнению председателя Корейской ассоциации внешней торговли, способно значительно стимулировать развитие южнокорейской экономики, в частности в области внешнеэкономической деятельности.

По результатам анализа перспектив подключения РК к данному интеграционному проекту, который был проведен в РК, ожидаемое увеличение ВВП должно составить 2,58—2,60 %, в противном же случае при неприсоединении к ТТП прогнозируемое снижение ВВП составит 0,11—0,19%. На текущий момент для правительства Республики Корея вопрос присоединения к ТТП является более приоритетным, чем подписание корейско-китайского соглашения о свободной торговле. Согласно результатам исследования, соглашение с КНР поспособствует росту ВВП на 0,95—1,25 % через 5 лет, а через 10 лет — на 2,28—3,04 %.

Отношение деловых кругов РК к присоединению к ТТП можно охарактеризовать как весьма положительное. Этот факт можно аргументировать тем, что в результате подключения РК к пространству Транс-Тихоокеанского партнерства будут отменены таможенные барьеры, что обещает расширение рынков сбыта промышленной продукции в государствах - участниках, однако нельзя не отметить наличие реальной угрозы в отношении сельскохозяйственного сектора. Конкуренция с более дешевыми продуктами питания, источниками с\х сырья, поступающими из стран – членов данного объединения будет слишком велика и по оценкам ряда правительственных экспертов может послужить причиной упадка данной отрасли в корейской экономике.

 

Самсонова Виктория Георгиевна (ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Сравнительный анализ демографической  ситуации в РК и КНДР

Доклад посвящен актуальным демографическим проблемам Южной Кореи,  анализу демографической ситуации в КНДР и исследованию возможности демографической взаимодополняемости двух стран. Демографическая ситуация в Республике Корея находится под все более пристальным вниманием государства и общества. Нарастающие проблемы, связанные с низким уровнем рождаемости, резким старением населения, увеличением числа нуклеарных семей, оказывают свое негативное влияние, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Для Южной Кореи, как и для многих  стран мирового сообщества, главным долгосрочным вызовом современности является глобальный демографический кризис, который имеет двойственный характер проявления: сокращение рождаемости, с одной стороны, и увеличение продолжительности жизни старших поколений - старения населения, с другой. В 2013 году население страны составляло 50 млн. 220 тыс. чел. и  прогнозируется, что  население будет постоянно снижаться, после достижения своего пика в 2030 году в размере 52 млн. 160 тыс. чел.  В настоящий момент  Южная Корея по коэффициенту суммарной рождаемости, равному 1,25  занимает 220-е место среди 224 стран  мира и не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.  КНДР в демографическом плане находится в более выгодном положении, чем РК: по оценочным данным в 2014 году коэффициент суммарной рождаемости в КНДР был равен 1,98, возрастная структура характеризовалась сравнительно молодым населением, благодаря чему страна обладает значительным  потенциалом в сфере трудовых ресурсов. КНДР не относится к категории  стран со стареющим населением (в отличие от РК), ведь  в 2014 году доля граждан КНДР старше 65 лет была ниже 10% (9,5%), что является пороговым значением для включения страны в данную категорию.

 

Забровская  Лариса Вячеславовна (ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН)

Новые тенденции гендерной политики КНДР и РК

Статья посвящена актуальным проблемам, касающимся путей повышения социального статуса женщин в КНДР и РК. Проанализирован процесс того, как повышение роли корейской женщины способствует росту социально-экономических сил корейского общества.

       Выявлены культурно-исторические причины низкого статуса женщин в феодальном корейском обществе. Исследованы новые тенденции, наблюдаемые как в КНДР, так и в РК. Сравнительный анализ гендерной политики обоих корейских государств показал, что первые шаги в этом направлении сделали северокорейские власти. В РК обратили внимание на эту проблему только во второй половине 1990-х годах.

       В настоящее время РК, возглавляемая женщиной-президентом, предпринимает активные усилия по совершенствованию гендерной политики, преследуя при этом экономически значимые задачи. Власти КНДР и РК поставили цель привлечь как можно больше женщин на рабочие места с тем, чтобы добиться повышения эффективности экономики и получить возможность меньше (это актуально для РК) привлекать иностранных рабочих.  

 

Синякова Анна Филимоновна (доцент кафедры японского, корейского, индонезийского, монгольского языков МГИМО(У) МИД России)

Инновационная политика правительства РК: возможности для России

Продуманная организация государственного управления стала для южнокорейского правительства ключом к успеху при решении широкого спектра проблем. Для России, которая имеет немало общего со странами СВА в плане системы управления, такой опыт на сегодняшний день является одним из самых актуальных. В амбициозную программу реформирования  (т.н. Предложения к «Стратегии 2020») включены несколько предложений по реформе государственного управления.

Инновационная региональная политика рассматривается в качестве очень важного вопроса внутриполитической повестки в плане государственного управления. Данная тема является актуальной как в южнокорейской политической ситуации, так и в российской. Она соответствует приоритетам сегодняшнего российского правительства и может быть оценена с позиции сравнительного анализа.

Реформы строились на принципах так называемого «Нового государственного управления» (с англ. – New Public Management)  , который определил основные подходы к преобразованиям: четкая оценка результатов, а не процессов, гибкие подходы к управлению, акцент на усиление полномочий руководителей низшего звена, ориентирование на ресурсосбережение, разделение хозяйственных и нехозяйственных функций. С появлением системы Открытого правительства в региональную политику стали внедряться понятия «открытых данных» и «открытых отчетов». РК оказалась одной из немногих стран, экономика которой оказалась достаточно стойкой на волне финансового кризиса 2008 г. Сейчас в условиях продолжительной экономической рецессии стала очевидна необходимость более продуманной региональной политики, которая учитывала бы специфику каждой местности.

 

Захарова Людмила Владимировна (старший научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Экономические факторы стабильности  КНДР

Через 70 лет после освобождения Кореи на полуострове продолжают существовать два независимых государства. Целью каждого из них провозглашается достижение объединения страны. Однако выработать совместный вариант «дорожной карты» того, как это будет достигнуто, двум корейским государствам пока не удается. При этом в РК в последнее время разрабатываются планы обустройства единой Кореи в случае реализации сценария поглощения Севера Югом. Во многом это связано с очередным всплеском интереса к теориям о нестабильности северокорейского режима, который начался после смерти Ким Чен Ира в конце 2011 года. Это мнение, по всей видимости, распространено и в среде нынешнего руководства РК.

Одним из аргументов сторонников идеи скорого коллапса нынешней системы власти в КНДР является «ужасная экономическая ситуация» в Северной Корее. Однако в южнокорейских (и многих западных) источниках не часто можно встретить объективный анализ того, как развивается экономика КНДР в настоящее время и насколько катастрофична ситуация в исторической ретроспективе. В данном докладе предпринята попытка провести такой анализ и сделать выводы о том, насколько экономические факторы могут вызвать нестабильность режима Ким Чен Ына в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Исследование базируется на материалах из открытых источников, а также наблюдениях очевидцев, регулярно бывающих в КНДР.

 

Кирьянов Олег Владимирович (собственный корреспондент «Российской газеты» на Корейском полуострове и в АТР)

Экономические и политические аспекты проекта «Хасан-Раджин»

Стартовав в 2008 г., совместный проект РФ и КНДР «Хасан – Раджин», несмотря на определенные сложности и препятствия, достиг стадии начала полноценного функционирования к 2013 г., когда была создана вся необходимая для реализации  инфраструктура и мощности. В 2014 г. прошли несколько пробных поставок угля, в ходе которых была протестирована работоспособность совместного предприятия. Большое значение имела проведенная первая в истории поставка российского угля из Западной Сибири по железной дороге через и РФ до порта Раджин с последующей отправкой груза в южнокорейский Пхохан.

                За процедурой доставки и отправки ноябрьской партии угля наблюдали представители государственных и деловых структур Южной Кореи, которые получили возможность лично досконально изучить все детали проекта «Хасан-Раджин», в том числе в условиях порта Раджин. Согласно комментариям в СМИ, Южная Корея склоняется к возможности присоединения к проекту, инвестировав в него до 200 млн. долларов.

                В данной работе проведено описание истории и деталей проекта «Хасан-Раджин», включая как экономические, так и политические факторы, предопределившие его появление, реализацию и дальнейшее развитие. Автор полагает, что проект имеет большое политическое значение для всех настоящих и потенциальных участников. Вместе с тем, не будучи лишенных определенных политических мотивов, данное сотрудничество базируется на логике экономической эффективности, что позволяет надеяться на его стабильное развитие и функционирование в будущем, став хорошим примером взаимовыгодного делового взаимодействия в треугольнике РФ-КНДР-Республика Корея.

 

Эм Павел Павлович (научный сотрудник  Института географии РАН)

Роль метрополитена в развитии столичной агломерации Республики Корея

Первые составы сеульского метрополитена начали движение в 1974 г. Сегодня он насчитывает уже 470 станций. С 1990 по 2014 гг. число полных циклов в морфологической сети подземки возросло в 4 раза, что увеличило количество пересадочных узлов и существенно повысило транспортную доступность всей системы в целом. В работе рассмотрен переход развития системы метрополитена от дендритизации к фазе активного остовообразования в ходе кардинальной трансформации морфологического строения. Разрастание сети метрополитена способствовало расширению столичной агломерации: вместе с разгрузкой столицы с 2000 по 2014 гг. возросла численность населения провинции Кёнгидо. Доступность скоростного транспорта в комплексе с более низкими ценами на недвижимость и с лучшими экологическими условиями существенно повысили привлекательность Большого Сеула, ведь его жители обладают практически всеми привилегиями столичной жизни. Произведена оценка изменения направления миграционных потоков в / из столицы. В работе предпринята попытка изучить изменение качества жизни населения в городах столичной провинции после введения в эксплуатацию в них станций метрополитена. Для этого предлагается использовать комплексный индекс объективной оценки качества жизни населения, объединяющий 31 статистический показатель. Он описывает такие аспекты как качество населения, среды жизни и развития общества. Рассмотренная тема весьма актуальна для московского региона, поскольку в данный момент ведется активное строительство подземки. Успешный опыт открытия новых станций метрополитена столичной агломерации Республики Корея был бы весьма полезен.

Tags: студентам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments