ДИНАМИКА ОБРАЗА КОШКИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
Нелюбовь корейцев к кошкам является общим местом в статьях на данную тему, и некоторые тексты даже специально выносят «кошкобоязнь» в список наиболее распространенных корейских суеверий наряду, скажем, с боязнью числа «4». Кошка воспринимается или как обитатель помойки или как дикое животное, которое может напасть на человека (http://blog.korea.net/?p=12988) .
Как отмечает Е. Штефан, кошек, во-первых, принято страшно пугаться ("у них глаза такие страшные!"), а во-вторых, они вредные твари, грызут мусорные пакеты. Когда идешь мимо кошки, надо шугануть ее или кинуть камнем. При этом «собака», как и в России, - ругательное слово, а «кошка» - нет.
Р. Нефф также отмечает иррациональную боязнь кошек, с которой он сталкивался как сегодня, так и при анализе корейских исторических источников. При этом страх испытывали как простолюдины, так и дворяне. Он цитирует американских миссионеров, которые описывали янбанов, падающих в обморок при виде кошки, которая случайно зашла в помещение дипломатической миссии во время приема или забралась во дворец. (Korea's Feline Fears. http://english.ohmynews.com/articleview/article_view.asp?menu=c10400&no=381423&rel_no=1 , 01 сентября 2008 г.).
Как говорит зоозащитник Чон Чжин А, эти предрассудки исходят из фальшивых сообщений СМИ и «шаманистского мышления», согласно которому кошки переносят болезни и злых духов (Stray cat strut: Korea’s feral felines //http://koreajoongangdaily.joins.com/news/article/article.aspx?aid=2976702). По ее словам, в корейских СМИ и массовом сознании коты обманывают людей, пугают людей и распространяют болезнь.
Роберт Нефф связывает боязнь кошек с одним из суеверий, касающихся корейского Нового года. В последнюю ночь старого года могучий злой дух принимает облик демонического кота, перемещаясь в поисках обуви, которую люди оставили снаружи дома. Если он находит такую, он сует в нее лапы и таким образом оказывает влияние на судьбу ее владельца, которого в наступающем году ждут большие неприятности, а возможно – и смерть. Чтобы уберечься от подобного, обувь, даже изношенную, хранили в специальном ящике, чтобы кот не мог до нее добраться, а также жгли человеческие волосы, считая, что их запах отпугивает духа (Korea's Feline Fears.
http://english.ohmynews.com/articleview/article_view.asp?menu=c10400&no=381423&rel_no=1 , 01 сентября 2008 г.).
По словам Е. Ким, связь кошки с потусторонним миром – один из самых устойчивых мифов в Корее. Корейцы верят, что за торчащий вверх хвост кошки держится дух умершего (отчего возникала традиция хвосты рубить). Она же обнаружила в антикварном магазине любопытный артефакт: сшитая из тряпок черная кошка с двумя головами, без хвостов и с ошейниками на обеих шеях. При этом складывается ощущение, что рот куклы мазали кровью. Хозяин лавки не смог внятно объяснить суть предмета, но сказал, что использовалась эта штука в каких-то обрядах.
В массовом сознании 1990-х годов кошку часто связывали с потусторонним миром. Хотя она не упоминалась в связи с шаманскими действами, считалось, что в кошку может перевоплотиться душа убитой женщины, а дух убитой кошки может мстить убийцам. Автор усматривает в этом роль кино, в котором эта тема развита довольно сильно.
Многие мои респонденты отмечают, что рационально объяснить свою неприязнь к кошкам корейцы не могут (http://polusharie.com/index.php?topic=79937.0). Это подсознательный панический страх, и в 1990-е и я, и мои респонденты видели, как при виде бродячего кота корейцы пятились назад, пытались спрятаться или издавали крики ужаса. Е. Ким шутит, что для многих корейцев кошка страшнее тигра, потому что тигр в зоопарке, в клетке сидит, а кошек иногда можно увидеть на улице.
Однако, если собрать различные мнения о том, что стоит за нелюбовью к кошкам, получается довольно забавная палитра.
• Кошка – это грязное и заразное животное, которое роется в мусорном баке; животное – паразит, которое ближе к крысе и иным городским паразитам, чем к домашним животным.
• Человек и животное в одном доме – неудобно. Смотреть на кошек приятно, особенно на картинках, но кошка в доме – ничего хорошего.
• Кошка страшная, особенно – ее глаза; если кошку обидеть, то потом она тебе обязательно жестоко отомстит, поэтому страшновато. Когти у них же.
• Существовал распространенный миф о том, что кошачьи волосы могут проникать в матку, препятствовать беременности и повреждать плод. Сегодняшняя молодежь, правда, его уже не знает.
• Людей раздражают кошачьи концерты. А еще - аллергия на шерсть.
• Кошки писают в туфли, а у человека они могут быть одни (вот, возможно, некое рациональное объяснение того, как именно «демонический кот» влияет на будущее людей);
• Кошка – это символ Японии (манэки - нэко), а в Японии не может быть ничего хорошего. Такое заключение – результат мощного антияпонизма корейского государственного мифа.
• Нелюбовь к кошкам связывают с большим распространением в Корее христианства, считая антипатию к ним характерной чертой данной религии и вспоминая черную кошку как признак ведьмы.
• Возможно, таким способом корейцы «вымещали на кошках» свой страх перед тиграми, которые вплоть до начала ХХ века представляли собой определенную проблему.
Кроме того, автор обращает внимание на исследования Р. Дарнтона (Robert Darnton. The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History. N.Y.: Basic Books, 1984), разбиравшего социальные причины издевательства над животными как механизма вымещения агрессии. Подростки, представители низших социальных слоев и им подобные мучают животных, сублимируя свои комплексы и свое чувство протеста. К сожалению, в этом смысле кошка оказывается наиболее доступной жертвой, В отличие от собаки, ей труднее нанести обидчику серьезный вред. Плюс – она не имеет статус кормилицы, который есть у коров, лошадей и т. п.
Е. Штефан отмечает, что за 16 лет, которые он провел в Корее, отношение к кошкам меняется. Если раньше его респондентки в один голос говорили, что кошки – это очень страшно; сегодня (опрос от 2013 г.) среди молодежи положительные отзывы скорее превалируют: кошки – это скорее мило. Сделанная им же попытка собрать наиболее распространенные ассоциации на слово «кошка» дает следующее: хитрый; мягкий; ответственность (хозяина за животное); ест мышей; поговорка «спокойная/порядочная на вид кошка первой прибегает на кухню» (кор얌전한 고양이가 부뚜막에 먼저 올라간다4 что-то вроде русской «в тихом омуте черти водятся»); Россия (много кошек и собак); маленький тигр; женщина (Catwoman, Женщина-кошка).
Признаком большого позитивного сдвига в сторону хорошего отношения к кошкам является разнообразная реклама с участием кошек, нацеленная на молодежную аудиторию: реклама телефонов, интернет-шоппинга, фотоаппаратов, телефонных компаний. Много кошачьей темы в одежде и аксессуарах, причем это не известный бренд «Хелло Китти», а самые разнообразные милые и весёлые котики.
В телефонах есть как картинки для экрана и котики, и кошачьи следы, бегающие по экрану. Есть очень популярные детские песни про кошек и танцы, которым учат в детском саду. Появляются и попытки сочетать нужды домашней кошки и ее хозяина. В 2013 г. один из корейских дизайнеров Мин Сон Чжи разработал «кошко-оптимизированный диван» с полыми валиками, внутри которых кошки могли бы перемещаться и прятаться.
На взгляд автора, на изменение отношения к кошкам повлиял ряд факторов. Во-первых, это растущий уровень жизни, который, с одной стороны, позволил увеличить семейные расходы, а с другой – повлиял на механизмы замещения агрессии, так что кошка перестала быть ее типичным объектом. Во-вторых, рост урбанизации и демографический переход меняют модель взаимоотношений кошки и человека, так что она оказывается в нише домашнего питомца. В-третьих, сказывается влияние культуры глобализации, где играет свою роль общее отношение к домашним животным, включающее в себя и благотворительность по отношению к бродячим. Пример: когда в конце июля 2011 г. 29-летний Ким Чен Хен разбился насмерть, спасая кошку из охваченного огнем здания в городе Сокчxо, корейские интернет-пользователи начали кампанию за то, чтобы пожарного похоронили на Национальном кладбище в Сеуле, предназначенном для погребения героев страны. По закону такое право имеют только те пожарные, которые погибли, спасая людей. Тем не менее, многие корейцы, а в особенности защитники прав животных, настаивают на том, что Ким достоин такого захоронения. Кроме того, активисты собрали 1,6 миллиона вон (полторы тысячи долларов) и передали их беременной вдове Кима. Таким способом они решили выразить благодарность от имени тех, «кто не может говорить» (http://lenta.ru/news/2011/08/04/korean/) .
Отдельно надо сказать про «кошачьи кафе». Впервые они появились в 1998 г. на Тайване, начав распространяться по Азии в середине 2000-х. Это явление кажется автору маркером целого ряда процессов, куда входят и дефицит общения в разделенном обществе в целом, и комплекс проблем, связанных с невозможностью держать кошку дома, и распространяющиеся методики терапии с помощью животных, нацеленные, как минимум, на снятие стресса и выработку определенных навыков социализации.
Обычно такое кафе – это место, куда приходят не столько поесть (меню, в основном, состоит из напитков в закрытой таре и каких-то снеков), сколько поиграть с кошками разных пород и цветов, не боясь заразиться всякими болезнями. Кошкам запрещается делать больно, кормить их человеческой едой или будить, если они спят.
Встречаются как породистые кошки, так и взятые из приютов беспородные, и популярное кафе может насчитывать 30 - 40 хвостов, которые там постоянно живут. За дополнительную плату кошек можно покормить специальной едой, но обычно за вступительный взнос в 7 – 8 тыс. вон (меньше 10 долларов) можно провести в таком кафе хоть несколько часов. Их аудитория – или молодежь, или иностранцы, или, реже, богема, для которой это способ подчеркнуть свою неприверженность отжившим традициям.
В 2000-х в таких кафе работали в основном волонтеры, а сами кафе частично возникали в связке с приютами, и большинство моих респондентов уверено в том, что эти заведения вряд ли приносят большой доход. По мнению Е. Ким, даже учитывая волонтеров в персонале и минимальную стоимость аренды помещений, прокормить целую стаю котов, сделать им все необходимые прививки, обустроить им лежанки с подогревом, туалеты с наполнителем, поилки и т. п. на вырученные 100-150 тысяч вон в день невозможно.
В 2010-е аудитория кото-кафе, по словам респондентов, стала более разнообразной, а число таких кафе резко возросло. Теперь, чтобы попасть туда, не нужно ждать очереди или записываться заранее. Это понятно, так как растет число любителей кошек, у которых нет возможности завести животное.