ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА КОТА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ЮЖНОЙ КОРЕИ
Тема данного выступления может показаться курьезной или спекулятивной. Однако, на взгляд автора, эволюция отношения к кошкам является любопытным маркером общественных процессов, а распространенное среди молодежи «любование котиками» обеспечивает определенную актуальность темы и интерес к ней.
К сожалению, уровень исследования проблемы нельзя назвать достаточным, и потому автор был вынужден опираться не только на некоторые статьи в СМИ или материалы зоозащитников (с поправкой на их ангажированность), но и на опросы своих респондентов – как корейцев, так и россиян, проживающих в РК более 15 лет (отдельная благодарность Е. Штефану, Е. Ким и К. Хмельницкой за проведенные опросы и иную полезную информацию). Работа базируется и на полевых исследованиях: будучи любителем кошек, автор обращал специальное внимание на их место в корейском обществе и отношение к ним, начиная со своего первого пребывания в РК в 1990-1991 гг. по настоящее время.
Однако автор надеется, что его текст положит начало серьезным и более фундаментальным исследованиям в данной области.
КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ
Точное время распространения кошек в Корее автору пока уточнить не удалось, но они присутствуют на средневековых картинах. Наиболее известны среди них две картины художника Пён Сан Бёка: Мёджагдо (Кошки и воробьи) и Кукчон чумё (Осенняя кошка в саду с хризантемами). (http://www.reuters.com/article/2012/09/13/us-korea-cats-design-idUSBRE88C05A20120913), которые отличаются высоким реализмом и выполнены в распространенной для Восточной Азии традиции «цветы и птицы», только вместо птиц на фоне природы резвятся кошки. Пён жил в конце XVII - начале XVIII вв. и считается одним из самых известных корейских придворных художников. О мастерстве этого автора в изображении кошек хорошо свидетельствует и тот факт, что ему даже дали прозвище «Пен кошка», а мыши, говорят, увидев кошек на его картине, не смели даже показаться в комнате (http://dprk.ru/cult/art/16.htm).
Встречаются кошки и на картинах Ким Хон До (1745 - 1806).
Корейские сказки относятся к кошкам безразлично и в качестве персонажа они там появляется редко. Переведенные на русский сказки с участием кошек (http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/koshki/page/1#read) достаточно сильно обработаны фольклористами или издателями, так что не всегда понятно, до какой степени перевод отличается от оригинала. В сказках кошка встречается существенно реже, чем тигр, лошадь, собака, сорока и даже крыса или мышь.
Кошки как символа домашнего очага в Корее не было вообще.
Ни буддизм, ни конфуцианство не относятся к кошке с пренебрежением. В рисоводческой стране кошка – естественный союзник человека против грызунов. Однако вплоть до конца ХХ в. Кошку в Корее воспринимали как животное-паразита, и бездомная кошка по-корейски зовется кошкой-вором (кор. «тодук коянъи»). Целый ряд источников, повествующих о Корее начала ХХ века, будь то воспоминания Х. Хальберта или Э. Бишоп, описывают кошачью участь в Корее как довольно грустную: «Кошек практически всегда принято считать бездомными и неисправимыми ворами. Они – естественная жертва вездесущих собак и маленьких мальчиков. Наше наблюдение привело к печальному заключению: старость стоит в самом конце списка причин кошачьей смертности» (H. Hulbert . The Passing of Korea, стр. 21).
В позитивном смысле о них вспоминали только во время эпидемий холеры: так как люди считали, что боль в животе происходит от крысообразных демонов, «заводящихся в человеческих животах», они прикладывали к болезненным местам кошачью шкуру, вешали или рисовали на стенах изображения кошек, чтобы отпугнуть крыс, нанимали шаманов, которые должны были вызывать кошачьих духов, и имитировали царапанье кошек, чтобы избавиться от болезни (Letters from Joseon. С. 251-252).
Первые иностранцы в Корее старались заводить кошек. В июне 1895 г. американскому послу подарили двух котят, так как, по словам жены посла, «здесь кошки весьма необходимые члены семьи, ибо крысы и мыши тут многочисленны и наглы» (Letters from Joseon. С. 221) . Тем не менее, сами корейцы не понимали, зачем европейцы держат кошек дома. Однако по мере распространения домашних кошек их стало слишком много и их популярность начала падать, поскольку они стали досаждать и своим европейским хозяевам. В 1901 г. была даже зафиксирована смерть человека от бешенства после укуса бродячей кошки. (Korea's Feline Fears.
http://english.ohmynews.com/articleview/article_view.asp?menu=c10400&no=381423&rel_no=1 , 01 сентября 2008 г.)
Пока Корея была деревенской страной, отношение к кошкам было более нейтральным, потому что они ловили мышей. Но когда на смену деревенским домам пришли городские многоэтажки, для кошек не осталось ниши. Надо отметить, что вплоть до конца ХХ в. жилищные условия в Корее были хуже российских. В городской квартире было очень мало места.
Кроме того, в деревне или на природе кошкам есть, где охотиться, но в бетонных джунглях они могут самостоятельно жить только на помойке. Не забудем, что для существования бродячих кошек в большом городе требуется как наличие большого числа крыс или голубей, которые стоят ниже их в пищевой цепи, так и высокий уровень жизни людей, благодаря которому в мусор идет достаточное количество пищевых отходов.
В XXI веке отношение к кошкам начало меняться как под влиянием моды на глобализацию, так и вследствие японского тренда и моды на «кавайных нэко». Позитивный образ кошки стал появляться в рекламе, увеличилось число людей, которые держат кошек дома. На взгляд автора, это связано с тем, что в современном урбанизированном обществе роль домашних животных изменилась. Теперь они играют роль не столько пищи или животного – помощника, сколько являются своего рода заменителем семьи и/или детей – объектом заботы и источником позитивных эмоций. В этой нише кошка удачно устроилась. С одной стороны, она обладает набором эстетических характеристик, положительно влияющих на органы чувств, будь то внешний вид, приятная на ощупь шерсть или успокаивающее мурлыкание. С другой стороны, с точки зрения соотношения цена – качество кошка является идеальным домашним питомцем для обитателей урбанизированного мира. Птицы и рыбы не обеспечивают должного уровня коммуникаций, а собаки требуют дополнительных ресурсов времени на их выгул.
Как и маленькие собачки, кошки оказались в нише «домашних любимцев», более близких к куклам, чем к домашним животным – домашним кошкам часто делают вычурные прически в специальных салонах, красят их в разные цвета, покупают одежду и обувь. При этом, по словам респондентов, это отношение именно как к вещам, которые можно выставить на улицу, если надоели, приелись или не там нагадили. В результате число брошенных животных растет.
С другой стороны, распространяются и знания о кошках. В 2000-е кореец мог не знать, что мурлыканье кошки – это знак ее хорошего настроения. Сегодня это уже общеизвестно. Впрочем, опрос общественного мнения от 25 февраля 2015 г. показал, что самым любимым домашним животным корейца является собака (http://english.yonhapnews.co.kr/national/2015/02/25/0302000000AEN20150225006500315.html). По данным зоозащитников, в Корее только 1 из 5000 граждан имеет домашнюю кошку (The Misery of Cats in Korea // http://saynotodogmeat.net/2013/11/26/the-misery-of-cats-in-korea/ November 26, 2013) . Из-за этого, например, попытка выгулять кота в городском парке может вызвать дискуссии, что же это за зверь – норка, выдра или особая порода собак. Те же, кто опознает кошку как кошку, смотрят на ее хозяина как на владельца дорогого и статусного аксессуара под названием «лакшери коянъи» ценой от миллиона вон /тысячи долларов , и, если верить моим респондентам, цены на породистых кошек в Корее выше, чем в регионе в целом.
Качественные продукты для кошек встречаются, в основном, на американских военных базах и очень редко продаются в обычных супермаркетах. Вакцинация и ветеринарные услуги дороги.
От Маккавити: да, я таки это сделал, хотя тему еще копать и копать, и источниковая база так себе. Желающие дополнить или поправить - велкам.