22 ноября 2014 г. в ИСАА прошел межвузовский семинар по интерактивному образованию и моделированию для студентов-востоковедов и международников на тему «Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова».
По числу участников и их составу мероприятие оказалось эквивалентным полноформатной межвузовской конференции. В качестве членов делегаций, журналистов и активных зрителей в нем приняли участие более 60 студентов, магистрантов и аспирантов из ИСАА и исторического факультета МГУ, МГИМО (У) МИД РФ, МГЛУ, Дипломатической академии МИД РФ, НИУ «Высшая школа экономики», Института практического востоковедения и др. высших учебных заведений Москвы.
Семинар готовился учеными и преподавателями ИСАА МГУ и ИДВ РАН. В экспертное жюри под председательством директора ИСАА профессора И.И.Абылгазиева и президента ИСАА профессора М.С.Мейера вошли профессор Ф.М.Ацамба, замдиректора ИСАА доцент А.Н.Карнеев, доцент К.В.Асмолов, И.А.Кирилловский, доцент О.В.Новакова, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН Ким Ен Ун и доцент П.В.Шлыков.
По форме семинар представлял собой учебную ролевую игру, воспроизводящую дипломатические переговоры высокого уровня, посвященные урегулированию международных конфликтов. В ходе предварительной подготовки участникам семинара предстояло оттачивать навыки сбора и анализа информации, командного взаимодействия, а также совершенствовать знание вопросов нераспространения ядерного оружия.
Каждая команда насчитывала по шесть человек из студентов ИСАА и других вузов. Смешанный состав делегаций диктовал необходимость организовывать командную работу и учиться распределять ответственность. В ходе предварительной подготовки требовалось определить цели и приоритеты «своей страны»; сформулировать стратегию переговоров с точки зрения разработки аргументов и прогнозирования контраргументов других сторон; определить программу-максимум и программу-оптимум; разработать проект совместного заявления по итогам переговоров.
Помимо общения с организаторами – экспертами ИСАА МГУ и ИДВ РАН – команды интенсивно работали друг с другом и их «переговорная активность» началась примерно за месяц до дня семинара. Команды договаривались о совместных действиях, а делегации России, Китая и КНДР даже выдвинули совместный проект итогового заявления. Один из главных итогов семинара для студентов – наглядная демонстрация сложности согласования позиций сторон и выработки итоговых документов. Так, итоговое заявление фактически состояло из принятой преамбулы и двух-трех пунктов, которые удалось согласовать со всеми шестью делегациями. В остальном же «стороны подчеркнули важность дальнейшего обсуждения ядерной проблемы и необходимость ее решения политико-дипломатическими методами, выразив намерения продолжать консультации на эту тему».
Работа семинара длилась восемь часов и проходила в интенсивном режиме «круглого стола», где участники должны постоянно проявлять активность. Часть студентов выступала в роли «прессы», представители которой также начали свою деятельность еще до семинара, «интервьюируя» руководителей делегаций перед переговорами.
Семинар проходил в несколько раундов. После небольшой торжественной части каждая сторона должна была сделать краткую презентацию своей позиции на переговорах, отражающую взгляд на ситуацию, истоки проблемы и меры по ее урегулированию. Большинство презентаций было выполнено на высоком техническом уровне, а некоторые даже представляли собой полноценный видеоролик.
После презентаций начались активные прения, в ходе которых все участники продемонстрировали хорошее знание официальных документов и умение аргументировать свою позицию, а также навыки публичных выступлений. Дискуссия проходила с участием прессы, представители которой не только задавали делегатам непростые вопросы в конце каждого раунда, но и готовили информационные сообщения, проецировавшиеся на большой экран. Члены жюри также имели право задавать делегатам дополнительные вопросы «в качестве журналистов». Подобный режим позволял участникам не только учиться избегать двусмысленных оговорок, но и грамотно и быстро отвечать на вопросы вне зависимости от уровня ангажированности или компетентности.
Каждый раунд длился 40-50 минут (из них последние 5-10 минут – ответы на вопросы прессы). Пятнадцатиминутные перерывы между раундами были не только временем кофе-брейка, но и возможностью для кулуарной работы и приватного общения представителей разных команд друг с другом.
К середине второго раунда прений делегаты отказались от обсуждения вопросов, не связанных напрямую с ядерной проблемой Корейского полуострова, будь то права человека в КНДР или случаи похищения граждан Японии. Обсуждение перешло к конкретным вариантам урегулирования проблемы, где российско-китайский проект столкнулся с японско-американским. Заключительные же раунды игры в переговоры были посвящены обсуждению и согласованию совместного заявления, однако участникам не удалось уложиться в отведенное для этого время.
Семинар включал в себя не только игру, но и подробный анализ стратегий. Во-первых, деятельность участников оценили присутствующие эксперты. Во-вторых, каждая команда должна была «раскрыть карты» и проанализировать свою деятельность, рассказав о том, что она планировала, как собиралась этого добиться и что из этого у нее получилось. Эта рефлексия является очень важным этапом семинара, отличающим игру-обучение от игры-развлечения. В-третьих, все участники семинара (игроки, пресса, жюри, зрители) должны были заполнить анкеты, в которых требовалось отметить самых активных игроков, а также оценить по 10-балльной шкале уровень каждой команды с точки зрения владения материалом, ораторского искусства и соответствия политике и ментальности страны. Победителями в командном зачете стали делегации КНДР, РК и КНР. Тройку лидеров в личном зачете сформировали Василий Габец, Анна Мелькина и Михаил Новоселов.
Рейтинг делегаций в командном зачете:
I место – КНДР (1152 баллов);
II место – РК (1051 баллов);
III место – КНР (1044 баллов);
IV место – Япония (329 баллов);
V место – РФ (328 баллов);
VI место – США (317 баллов).
Топ-10 игроков в личном зачете:
1. Габец Василий Владимирович (МГИМО) – 29 баллов;
2. Мелькина Анна Викторовна (МГИМО) – 24 баллов;
3. Новосёлов Михаил Андреевич (ИСАА МГУ) – 19 баллов;
4. Беленький Андрей Евгеньевич (Дипломатическая академия) – 17 баллов;
5. Беликов Владимир Владимирович (МГИМО) – 14 баллов;
6. Поленова Анна Львовна (ИПВ) – 13 баллов;
7. Сорокин Владислав Владимирович (МГИМО) – 12 баллов;
8. Мицура Мария Александровна (ИСАА МГУ) – 8 баллов;
8. Ковалёва Анна Анатольевна (НИУ ВШЭ) – 8 баллов;
9. Бурцева Любовь Алексеевна (ИСАА МГУ) – 6 баллов;
10. Дежина Ксения Александровна (МГЛУ) – 5 баллов;
10. Гафурова Евгения Александровна (ИСАА МГУ) – 5 баллов.
В завершении мероприятия каждый из участников попытался коротко сформулировать, что нового дала ему эта игра, и чему он научился в процессе подготовки к семинару и во время его проведения. Эксперты высоко оценили старание и профессионализм участников, кропотливо готовивших семинар в течение шести месяцев. Будущие дипломаты блестяще справились со всеми трудностями, продемонстрировав высокий уровень владения материалом как с точки зрения сбора информации по теме семинара, так и отражения текущей политики стран-участников шестисторонних переговоров, в том числе – и на уровне соответствующей внешнеполитической риторики и пропагандистских приемов.
По итогам семинара «Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР» было принято решение, что следующее мероприятие по интерактивному образованию и моделированию будет посвящено проблемам Ближнего Востока.