Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Categories:

Публичный курс "источниковедения" в ИПВ: каждую среду с 17-50.

Как-то уже говорил, что мне завизировали курс по мотивам Суммы.
Завтра я начинаю его читать.
Специально самой поздней парой, чтобы желающие со стороны могли бы добраться и послушать.

Если таковые есть, отпишитесь тут, позвоните мне или отпишитесь, чтобы беспроблемно пройти через охрану.


Под катом примерная программа курса и рассказ о нем.

Условное название спецкурса: Основы источниковедения и аналитики?

Целевая аудитория спецкурса: студенты старших курсов, магистранты, аспиранты исторического и политологического профиля. Возможно расширение на культурологов и социологов.
Продолжительность спецкурса: 1 семестр с возможностью расширения его на весь учебный год за счет увеличения числа примеров и большей интерактивности в работе со слушателями.
Цели спецкурса:
1. дать учащимся понятие об основных принципах анализа, когнитивных искажениях и ошибках, которые совершает начинающий исследователь;
2. дать основы анализа источников с точки зрения определения их валидности и ангажированности, а также – особенностей применительно к типам;
3. дать представление об основных приемах манипуляций, которыми пользуются исказители истории, дабы учащиеся могли использовать полученную методологию как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;
4. дать учащимся определенный ликбез относительно сфер, в которых недостаточная подготовка чаще всего служит причиной заблуждений, будь то военная история или особенности функционирования власти. Сюда же – критика конспирологических концепций.
5. дать общее представление о причинах искажения исторического ревизионизма и основных «государственных мифах».

Данный курс не заменяет классический курс «Источниковедение и историография», который, как правило, тесно привязан к изучаемой стране и, в основном, содержит характеристику основных источников на данную тему или литературы, разрабатывающей ту или иную проблему. Общим вопросам изучения и анализа источника или определения ангажированности того или иного автора там уделяется меньшее внимание. Однако подобный курс, если угодно, анализа информации, может быть полезен вообще, поскольку полученные в его ходе знания могут применяться отнюдь не только для борьбы с переписыванием истории.


Содержание разделов спецкурса.

1.Введение в специальность.
Современное информационное общество и его особенности применительно к поиску и анализу знания. Манипуляции сознанием и их распространенность. Суждение и мнение. Структура курса.
Семинар: «Дело Артура Ахмедова» как пример информационной голограммы, показывающий, как отделять суждения, основанные на фактах, от мнений, основанных на эмоциях или недостаточном числе источников информации.

2. Основные преграды начинающего ученого.
Понятие когнитивных искажений. Плен первоначальной гипотезы. Неадекватное использование личного опыта. недостаточная ориентированность во «вспомогательных дисциплинах». «Изобретение велосипеда» из-за слабого знания историографии проблемы. «Ошибка детективщика» или «желание увидеть боевик». Апофения или поиск скрытого смысла там, где его нет. Опора на «послезнание». Упрощение моделей исход из простоты, стремление к упрощению. «Переход на личности». Неучет местной специфики. Фактор исторической инерции. «Послесуждение». Профессиональная деформация. Катастрофические прогнозы лучше продаются?

3. Основы анализа источников
Типология источников. Основной алгоритм анализа (личность автора, пределы информированности автора, цели автора, вероятность правки или подделки). Перекрестная проверка источников. Количественный анализ.
Семинар: что можно узнать о цивилизации по одной бутылке из-под пива.

4. Особенности письменных источников и их анализа.
Законодательные акты. Делопроизводственная документация. Дипломатические документы и особенности их языка. Личные документы (дневники, письма и тп). Художественная литература. Периодическая печать и публицистика.

5. Верификация источников и основные группы ошибок их фальсификаторов.
Технические ошибки/ошибки исполнения. Фактологические ошибки. Стилистические ошибки. Психологические ошибки. Изоляция документа. проверка на внешнюю и внутреннюю цельность. Наиболее известные исторические фальшивки (Краледворская и Зеленогорская рукопись, План Даллеса, Меморандум Танака, Протоколы Сионских мудрецов и тп).
Семинар: поиск ошибок в «полониевых документах».

6. Живые источники. Работа со свидетелями.
Особенности человеческой памяти и проистекающие из них ошибки восприятия. Некомпетентность. Ошибки/неверная интерпретация увиденного. Частное вместо общего. Неверное атрибутирование. Ложная память. Недопонимание. Пристрастный подбор свидетелей. Фальшивый свидетель (Амина Арраф, Кэндзи Фудзимото, “Curveball”).
Семинар: игра в неиспорченный телефон. «История самсоновской пощечины» как пример искажения информации.

7. Изобразительные источники и ошибки их интерпретации.
Непонимание из-за отсутствия контекста. Неверная атрибуция. Сфабрикованный или «доработанный» источник. Некорректное «обрезание». Комбинированные съемки. Игры с разрешением фото. Неверно подобранный иллюстрационный материал.

8. Википедия как источник.
Особенности формирования википедийского контента. Свобода редактирования и отсутствие контроля качества. Непрофессионализм среднего автора. Нейтрализм и его последствия. Отражение позиции большинства и желание дать слово всем. Википедия как «информационный фаст-фуд» и «энциклопедия наоборот».
Электронные поисковые системы и их особенности.

9. Манипуляции с фактами.
Собственно пристрастный подбор фактов. Вырывание факта из исторического контекста. Игнорирование определенных обстоятельств или деталей, меняющих восприятие факта. Работа с умолчаниями/недоговоренностью. Замена фактов умствованиями на тему. «Введение новых фактов» путем подделки.

10/Манипуляции с цифрами/статистическими данными.
Понятие о статистике в целом и особенностях распределения. Некорректное суммирование. Некорректные экстраполяции. Некорректный отбор данных (точнее – неучет факторов, которые могли повлиять на появление таких статистических данных; сюда же – неучет возможных приписок и откатов?). Игнорирование закона больших чисел и выдача случайного за закономерное. Некорректная выборка. Некорректные приемы сравнения данных (втч , некорректный выбор критериев сравнения сравнение целого с частью, сравнение заявленных и реальных параметров, ). Использование «гипотетических» данных (демографические потери, упущенная выгода и тп).

11/Манипуляции с источниками, цитатами и ссылками.
«Серая зона»: введение «мертвых» источников и использование источников второго порядка. Перекрестные ссылки друг на друга. Много ссылок по мелочам и отсутствие ссылок в главном. Ссылка на некорректный источник. Ссылка на несуществующий источник. Ссылка на источник, не имеющий прямого отношения к теме. Ссылка на источник, не существующий к данному времени или заведомо недоступный. Ссылка на (предположительно) копию. Отсутствие источника как главное доказательство. Ссылка на анонимный источник. «Ссылка на Большую советскую энциклопедию». Использование работ иностранных авторов в качестве убойного козыря. Замена верификации факта «мифологическим» представлением о нем. Использование непроверенной информации/слухов. Черновик вместо окончательного решения. Легитимизация беллетристики в качестве исторического источника. Некорректное цитирование и расширительное толкование цитаты. Некорректный перевод. Применение в работе с источниками «единственной книги». Приоритет одного корпуса источников над другими. Отрицание подлинности источников, не вписывающихся в концепцию. Использование мнимых противоречий и игнорирование принципа взаимодополнения. Игнорирование историографической традиции. Некорректное использование материалов пропаганды.

12. Софистика и демагогия. Манипуляции в методике доказательства.
Подмена сути спора / qui pro quo. Нарушение правил формальной логики. Исчезающее «возможно». Еrror in definitione /Некорректное использование терминов. «Измерение алгеброй гармонии»/неверная аксиоматика. «Мог хотеть, значит – сделал» /«Не мог не знать – значит, был причастен». Игнорирование фактора случайности. Некорректное сравнение точек зрения, отстоящих друг от друга во времени. ложных аналогиях или ложных причинно-следственных связях. post hoc non est propter hoc, или принятие временной последовательности событий за причинно-следственную связь между ними. ложная корреляция. использование явных, но некорректных аналогий по внешним признакам. Упражнения с лингвистикой. Выдача частного за общее и стихийного за направленное. Рars pro toto - «часть вместо целого». Некорректное использование «белых пятен» /"Да, Сталин этого не говорил, но имел в виду». «не упомянуто /запротоколировано, значит - не было». Сравнивание цифр и мнения. Противоречие между де-юре и де-факто. Оперирование термином, игнорируя нюансы его смысла. Я не смог – значит, это невозможно.

13. Психологическое воздействие на аудиторию/ argumentum ad hominem.
Навязывание своего видения мира/ «это общеизвестно». Использование эмоционального окрашивания текста. Использование стилистического окрашивания текста. Пристрастное описание фактов /Рефрейминг. «Апелляция к домохозяйке». Подыгрывание аудитории. Легитимизированная телепатия /чтение в сердцах. «Один, два, три, равняется очень много».
Семинар: игра в добавленный факт или «Дело Артура Ахмедова своими руками».

14. Манипуляции при взаимодействии с критикой/ Искусство спора
Нарушение правил доказывания. Забивание «профессионализмом». Подмена заслуг авторитета/некорректная ссылка на авторитет (не в той области, не того времени, не того качества). Перевод научной дискуссии в полемическую/политическую плоскость. Подмена объективного восприятия пропагандистским. «Бой с Тенью». Разгром очевидной нелепости и проецирование ее на весь корпус доказательств / «но в главном он прав» (как две стороны одной монеты). Ложное позиционирование собственной объективности. Рисование «лица врага». Наезды на личность оппонента.
Семинар: «политбой на горячую тему».

15.Критика конспирологии
Суть конспирологии и образ врага. Сложность сотрудничества. Отсутствующий аппарат. Преемственность ценностей. Идеализация механизма структуры власти. «Всеведение». Рычаги влияния. Игнорирование общего контекста ситуации. Упрощение моделей и игнорирование случайностей. Причины популярности конспирологических теорий.

16. Заблуждения, касающиеся военной истории.
«У них был план». Милитаризация как доказательство агрессивности. "Преимущество обороны" и деление оружия на "оборонительное" и "наступательное». «Наступающий всегда несет бóльшие потери». "Окопная правда". "Ничего не нашли, значит не было". "Метрология стволов". Неучет человеческого фактора. Неучет логистики и снабжения. Взгляд с высоты как разновидность послезнания. "Разведка доложила точно"."Воевать не числом, а умением". «Спецназ как супер-пехота».

17. Заблуждения о механизмах власти.
Из кого состоит власть. О качествах чиновников. Девиантные мотивации и профессиональная деформация. Внутреннее единство и уровень контроля. Rogue Operation и иные дурацкие инициативы. Синдром короля Матиуша Первого. Миф о всеведении власти. Цейтнот, всегда цейтнот. О принятии решений. Интриги и «барочное» планирование. Коррупция как corruption и пофигизм, который не менее страшен. . Власть и оппозиция. Смена власти.
Семинар: деловая игра «Клубок змей».

18. «Войны за историю» и их причины.
Определение ревизионизма. Политическая конъюнктура как повод для пересмотра истории. Неполитические причины: Постмодернистское видение мира. Распространение релятивистской морали. Беллетризация истории и изучение ее по романам и фильмам. Снижение общего уровня образования и падение его престижа. Особенности современного информационного пространства. Ограниченность восприятия информации. Временной/поколенческий фактор. Распространение методологии доказательств точных наук на гуманитарные. «Из чувства протеста». Информационный шум и популярность. «Пипл хавает». Феномен «фолькхистори». Ревизионисты и «официальные историки».

19. Государственные мифы.
Понятие государственного мифа и его важность в идеологеме. «войны за историю» как столкновение разных государственных мифов. Социальный заказ на миф. Типология государственных мифов: об исключительной древности этноса, о былом величии, о Великом Испытании и врагах как причине нынешних бед, и тп. Государственная мифология современной России – белый, красный, синий и желтый мифы.

Проверка знаний: В случае курса, рассчитанного на семестр, - зачет или зачет с оценкой. Планируется также самостоятельная работа в форме реферата или эссе.
Реферат предполагает разбор локального «исторического конфликта» с указанием того, что является его причиной, какие государственные мифы в этом задействованы и какие аргументы использует та или иная сторона. Либо, прочитав книгу очередного «народного историка» или проанализировав информационный вброс в интернет или в СМИ, учащийся указывает, какими манипулятивными приемами пользовался автор вброса и какие цели преследовал.
Эссе предполагает написание текста на заведомо бредовую тему наподобие «О корейских корнях короля Артура» объемом условно от 0,5 до 1 авторского листа, в котором должно продемонстрировать умение, с одной стороны, пользоваться доказательным аппаратом, а с другой – оперировать некорректными методами и манипуляциями.

В идеале по окончании данного курса учащийся должен быть способен выполнять следующие операции:
• уточнение информации по нескольким источникам;
• выявление фальсификаций в тексте;
• определение первоисточника (в отличие от источника вторичного);
• извлечение информации из заведомо необъективных источников;
• определение влияния личности автора на методы подачи фактов.
Tags: 8 децирэб, Курс по Сумме, антиревизионизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments