Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

http://graf-moltke.livejournal.com/151289.html
Ну вот, учебный год стартовал. На этой неделе студенты увидят преподавателей, которые будут их учить в осеннем семестре, и познакомятся с новыми для них дисциплинами. Это, на самом деле, очень важный момент - от того, что услышат студенты на первом занятии, будет во многом зависеть их отношение к предмету в дальнейшем. "У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление". Как его лучше произвести?

Чтобы не мешать все в одну кучу, ограничусь ответом на этот вопрос применительно к лекциям. Опять же, на то, чтобы быть истиной в конечной инстанции, не претендую и представляю свои личные рабочие соображения по теме.

Первую лекцию по новому для студентов предмету можно провести двумя основными способами. Условно назову их "первая лекция" и "вводная лекция". Возможна также смесь этих двух форм в разных пропорциях.

1. "Первая лекция". В бытность мою студентом так начинались более 90% лекционных курсов. Выглядит это примерно следующим образом: "Здравствуйте, меня зовут Аристарх Аввакумович Алибабаев. Я буду читать Вам курс по истории Франции. Наша сегодняшняя тема - Франция в античные времена. Итак,.." Собственно, "первая лекция" мало чем отличается от последующих. Благодаря этому она дает студенту хорошее представление о том, что ждет его в течение семестра. Естественно, "первую лекцию" желательно прочесть так, чтобы оставить у студента как можно более благоприятное впечатление и мотивировать его посещать следующие лекции.
"Первая лекция" имеет одно главное преимущество: в условиях дефицита времени преподаватель не тратит его на долгие вступления и сразу берет быка за рога. Это оправдано в том случае, если студенты изначально высоко мотивированы и находятся "в теме". Однако мне лично оптимальным кажется другой вариант - "вводная лекция".

2. "Вводная лекция". Суть заключается в том, что первое занятие посвящено общему обзору курса и его роли в учебном процессе. Этот вариант особенно уместен в том случае, если курс носит обзорный характер и не является для студентов профильным. Например, курс истории на неисторическом факультете. В этом случае на вводном занятии преподаватель сосредотачивается на следующих вопросах:
- История как наука, обзор основных направлений. Значение истории в системе общественных наук. Социальные функции истории
- История и та специальность, по которой обучаются сидящие в аудитории студенты. Польза изучения истории для обычного человека.
- Основные темы и разделы курса. Обзор содержания лекций в предстоящем семестре. Темы, на которых будет сосредоточено особое внимание, и обоснование выбора таких тем.
- Обзор рекомендуемой литературы.
"Вводную лекцию" также имеет смысл использовать в том случае, если на курс отведено достаточно много часов (например, он читается в течение двух семестров), а предмет курса представляет собой большой самостоятельный тематический блок. В качестве примера можно привести курс источниковедения для историков.

В остальных случаях, на мой взгляд, имеет смысл делать достаточно большую по масштабам вводную часть к "первой лекции". Дело в том, что сплошь и рядом складывается ситуация, когда вещи, совершенно очевидные для преподавателя, неочевидны для студентов. В частности, это касается ответа на сакраментальный вопрос "зачем нам нужен этот курс?", который неизбежно возникает в головах большинства из сидящих в аудитории. В этом случае "вводная лекция" позволяет мотивировать студента на изучение предмета и помочь ему принять решение о том, интересен ли ему этот курс

Tags: студентам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment