Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Category:

На день учителя

http://graf-moltke.livejournal.com/150709.html

...я не раз и не два слышал от преподавателей разного возраста, как им тяжело работать с "нынешней молодежью" и как они не любят это делать. Реакция у меня, однако, не изменилась: какого черта ты тогда не увольняешься?

Нет, вопрос, конечно, риторический, и ответ на него очевиден. Ходить на работу пару раз в неделю и при этом считать себя "интеллектуальной элитой" - это так просто и непыльно. Остальное время можно лежать на диване и размышлять на темы "Васисуалий Лоханкин и трагедия русской интеллигенции". Или, к примеру, мотаться по конференциям, писать в изобилии пустопорожние статьи и искать гранты, изображая бурную научную деятельность. А тут какие-то студенты мешаются...

Любопытно, что то же самое представление можно встретить и у студентов. Например, когда я случайно пересекаюсь со своими бывшими учениками, самый распространенный вопрос с их стороны звучит так: "Вас, наверное, нынешние студенты достают?" При этом спрашивают это с сочувствием и даже немного виновато, считая, что естественное чувство любого преподавателя по отношению к студентам - это глубокое раздражение.

Спору нет, отдельные студенты - и даже целые группы - порой раздражают очень сильно. Но если человеку не нравится учить студентов, не доставляет удовольствия сам процесс обучения, если он плохо относится к студентам как таковым - ему не место в вузе. Потому что, даже будучи большим ученым, он никогда не сможет найти со студентами общего языка, и его занятия принесут больше вреда, чем пользы.

Теперь вопрос посложнее и посерьезнее - а как преподавателю нужно относиться к студентам?

Год за годом мы ведем семинары параллельно с одним коллегой. Предмет один, экзамен тоже общий. На просмотре работ к нему выстраивается очередь с претензиями. Ко мне подходит пара человек, и то для того, чтобы просто узнать свои ошибки. При этом работы я проверяю более строго, чем он. В чем же секрет?

А секрет, во-многом, в отношении к студентам. Коллега относится к ним довольно снисходительно, с некоторым пренебрежением, особенно если группа талантами не блещет. Не стесняется выражать свои негативные эмоции, если ему не нравится, как студенты работают на семинаре. Может довольно зло пошутить на тему их умственных способностей. Студентов, естественно, такое отношение обижает, и начинаются практически непрерывные конфликты.

Вот в этом, а не в строгости оценок, и зарыта собака. Ты можешь оценивать студентов сколь угодно строго, и они будут воспринимать это нормально, если будут при этом чувствовать, что ты относишься к ним доброжелательно и с уважением. Не надо "любить студентов" - мне не нравится это словосочетание, за ним часто скрывается потакание обучающимся и поиск у них дешевой популярности. Я им, в конце концов, не мама, чтобы любить. Надо именно хорошо относиться и уважать. Даже если студент без особого рвения изучает предмет - это его право, его выбор. Он, в конце концов, взрослый человек. Считать его полным дебилом и своим личным врагом только на том основании, что он не очень аккуратно посещает твои лекции - верх глупости и больного самолюбия со стороны преподавателя.

Конечно, уважать и хорошо относиться ко всем не получится. Среди студентов есть люди, которые никакого уважения не заслуживают. Именно они чаще всего отнимают кучу времени и портят нервы. Но воспринимать их нужно как исключения и ни в коем случае не переносить негативные эмоции от общения с ними на других, ни в чем не повинных студентов.

Студенты должны чувствовать, что для преподавателя они - не пустое место, не досадная обуза и не строчки в ведомости, а живые люди. Если студент обращается с просьбой, которую ты по каким-то причинам не можешь выполнить, недостаточно сказать "нет" или "не положено". Нужно объяснить, почему ты не можешь этого сделать, и попробовать найти компромиссный вариант. Даже если это не получится, у студента все равно останется уверенность в том, что тебе не наплевать на него и его интересы.

В идеале такое отношение к студентам должно присутствовать у преподавателя естественным образом. Но никто из нас не идеален, и поэтому порой приходится контролировать самого себя. Это непросто, особенно для людей эмоциональных. Но это необходимо - в том числе и для того, чтобы успешно выполнить свою преподавательскую задачу. Потому что отношение к предмету во многом зависит от отношению студента к преподавателю, а отношение к преподавателя - от того, как этот преподаватель относится к студентам.


А я в этот день вспоминаю своих Учителей и благодарю их.
Спасибо.
Вы многое во мне исправили и многому научили.
Без вас я не стал бы таким, каким есть.
Спасибо еще и еще раз.
http://makkawity.livejournal.com/824584.html
То, как я пытаюсь учить других - основано на том, как вы учили меня.
Я лишь передаю эстафету.
Есть кому.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments