Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Частично в пандан Мишиному тексту про 10 шагов. Все та же "широта против глубины"

http://graf-moltke.livejournal.com/142386.html

При выборе темы курсовой и дипломной работы - впрочем, то же самое во многом относится к магистерской и кандидатской диссертациям - перед молодым исследователем встает довольно непростая задача. Тему нужно выбрать интересную, актуальную и в то же время такую, которая позволит в процессе работы над ней получить как можно больше полезных умений и навыков.

Один из неизбежно возникающих в данной ситуации вопросов - брать широкую, обзорную тему или узкую и глубоко специализированную? Научный руководитель в данном случае не всегда может стать надежным помощникам, поскольку многие коллеги отдают выбор темы целиком на усмотрение студента. Кроме того, среди них существуют приверженцы различных точек зрения.

В реальности среди студентов широко распространены как широкие, так и узкие темы. Многое, конечно, зависит от традиций конкретного факультета или даже кафедры. На нынешнем месте работы мне, например, постоянно приходится сталкиваться с курсовыми, озаглавленными в стиле "Современные проблемы мировой политики". Итак, какие преимущества есть у широких тем?

Во-первых, они приучают студента мыслить глобальными категориями, концентрироваться на наиболее значимых процессах, способствуют развитию широкого кругозора. Кроме того, именно масштабные темы являются в то же время наиболее актуальными и общественно значимыми. Сравните, например, "Особенности участия России в Первой мировой войне" с "Действиями N-ского пехотного полка в ходе Брусиловского прорыва". Если проблема актуальна - она в то же время является дискуссионной, студент сразу учится ориентироваться в научных спорах, знакомится с различными точками зрения, оценивает аргументы сторон. Кроме того, в пользу широкой темы говорит такой немаловажный для студента фактор, как широкая доступность источников и литературы.

И все же широкие темы страдают одним серьезным и, на мой взгляд, решающим недостатком. Студенческая работа, написанная на одну из таких тем, неизбежно будет вторичной и поверхностной. Студент сможет охватить своим вниманием только самую значимую литературу и наиболее известные источники; его точка зрения в таких условиях вряд ли будет оригинальной. И, пожалуй, самое важное - у молодого исследователя закрепится поверхностный взгляд на проблему. Лишенный возможности подробно разобраться во множестве сюжетов, из которых состоит широкая тема, он не научится видеть глубинные факторы, всю сложность и многогранность отдельных явлений, неизбежно будет упрощать и схематизировать события и процессы. Грубо говоря, он, как человек, смотрящий на улицу из окна, будет видеть дорожное движение в целом, но не сможет рассмотреть те детали, из которых сделаны машины, а значит, не поймет природу их движения.

Поэтому лично я являюсь сторонником узких тем. Чем меньше объем изучаемого материала - тем больше шансов у студента разобраться в нем досконально, учесть все факторы, понять все причины событий и явлений. Соответственно, тем больше научная значимость его работы. Только так молодой исследователь сможет разобрать тему по винтикам и понять, какие скрытые, неочевидные, незначительные на первый взгляд вещи могут оказывать влияние на происходящее вокруг. И только вооружившись этим знанием, он в своей дальнейшей научной деятельности сможет качественно справляться с широкими темами. Пока же основная его задача - прикоснуться к настоящей, серьезной науке; а это возможно только в том случае, если, пользуясь аналогией из военного дела, сосредоточить все силы и прорываться на узком участке фронта.

Здесь есть, конечно, одно возражение: взгляд "через микроскоп" чреват тем, что все остальное, более крупное и значимое, может остаться вне поля зрения. Естественно, этого допускать нельзя. Любой небольшой сюжет находится в рамках более широкого контекста, и этот контекст студент должен знать и понимать. Для этого необходимо читать исследовательскую литературу, посвященную широким проблемам, но совершенно не обязательно ее переписывать.

От Маккавити - отчасти потому при выборе широкой темы я и спрашиваю - в чем фишка?
Новый источник или его трактовка?
Новая идея, которую автор хотел б проверить или раскрыть?
Новый ракурс сравнения?
Что-то еще?

Это позволяет делать темы небанальными, не говоря уже о варианте когда сама идея сводится к анализу историографии и попытке студента разобраться почему таке споры и кто что недоговаривает...
Tags: студентам
Subscribe

  • (no subject)

    А мне правильно сказали, что в Дюне Вильнёва нет Стинга. в смысле. Фейд-Раута?

  • Вопрос

    А можно ли настроить трансляцию из ЖЖ в телеграм-канал или наоборот??

  • (no subject)

    Паровозик - Смог и едет, чух-чух-чух-туру-ту-ту Параллельно с этим няшка снова лезет на Пэкту Смог дракон, размером с Боинг, увернуться от стрелы –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment