Сегодня хочу сказать пару слов о такой группе преподавателей, как полуставочники. В строгом понимании слова речь идет о людях, работающих в вузе на полставки, поскольку данный вуз не является их основным местом работы. Однако по сути в эту же категорию можно включить и тех, кто устроился на четверть ставки, и даже тех, кто занимает целую ставку, однако не избран по конкурсу и работает по срочному трудовому договору.
Привлечение полуставочников - в теории правильный и глубоко осмысленный процесс. Конечно, если речь идет об одном из трех видов полуставочников:
- полуставочник-практик, то есть специалист "со стороны", преподающий дисциплины, которыми он занимается по основному месту работы. Например, сотрудник архива, читающий на историческом факультете архивное дело. Или журналист, ведущий на журфаке какие-нибудь мастер-классы. Плюс в данном случае очевиден - студенты получают знания от человека, который, может быть, не так силен в теории, зато хорошо знает практическую сторону работы.
- полуставочник-эксперт, то есть преподаватель, читающий непрофильные для данного факультета/вуза курсы. Например, на философском факультете нет смысла ради чтения двух курсов юридического характера брать в штат отдельного преподавателя. Не лучшим решением станет и поручать курс "Основы гражданского права" специалисту по древнегреческой философии. Поэтому оптимальный вариант - взять на полставки преподавателя юридических дисциплин.
- молодые преподаватели, как правило, аспиранты, которые планируют со временем продолжать преподавательскую карьеру. На полную ставку их сразу не брали по разным причинам - где-то хотели сначала присмотреться к человеку, где-то это было невозможно по юридическим причинам (учеба в дневной аспирантуре считалась полной ставкой, и занимать на том же факультете вторую полную ставку было нельзя), где-то полной ставки просто не было. Со временем такие полуставочники, получив опыт преподавательской работы и защитившись, переходили в разряд избранных по конкурсу.
В 90-е годы на образ "типичного полуставочника" всерьез повлияли два процесса. Во-первых, снижение зарплат преподавателей вузов до уровня, не позволяющего кормить семью. Во-вторых, резкий рост числа факультетов и вузов гуманитарной направленности, в том числе коммерческих. Это привело к тому, что многие преподаватели стали устраиваться на полставки в несколько мест, чтобы заработать хоть сколько-нибудь приличные деньги. Типичный полуставочник той эпохи - это усталый человек лет пятидесяти в мешковатом костюме, который бегает между несколькими вузами. Качественно готовиться к занятиям у него, естественно, при этом не получается, поэтому преподает он откровенно халтурно, на уровне, минимально необходимом для того, чтобы его не выгнали.
С молодыми полуставочниками тоже произошли любопытные трансформации. Поскольку вуз перестал являться для многих привлекательным местом работы, все шире практиковалось привлечение аспирантов на половину или четверть ставки в качестве своего рода "общественной нагрузки". Дескать, мы тебя учим - а ты на нас поработай. Понятное дело, на такого юного полуставочника вываливалась нагрузка, значительно превышавшая обычный объем, плюс масса общественных поручений.
Ближе к 2000-м появилась еще одна категория молодых полуставочников - "юные менеджеры". Явление это встречалось не повсеместно, в основном на более или менее престижных факультетах гуманитарного профиля. Молодой выпускник, окончивший вуз и устроившийся (или, скорее, кем-то устроенный) на хорошее место в госструктуре или коммерческой фирме, приходил поработать на факультет для того, чтобы повысить самооценку. "Я не только работаю менеджером в ХХХ, я еще и преподаю! Посмотрите, какой я умный!" Переходить в штат эти полуставочники не планировали в принципе и, как правило, спустя некоторое время увольнялись. Толку от их работы было откровенно немного.
Широкая распространенность полуставочников в российских вузах той эпохи объяснялась еще и тем, что они были очень выгодны экономически. Им можно было платить исходя из голого оклада, без каких-либо надбавок и премий. На деньги, выделяемые для научных исследований, они, как правило, тоже не претендовали. Если сравнить факультет с деревней, то полуставочники занимали место сезонных рабочих-батраков.
Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. Во многих известных мне вузах был одновременно взят курс на отказ от услуг полуставочников. Где-то он был оформлен приказами, где-то осуществлялся негласно. Полуставочникам предлагали либо перейти в штат (там, где это было возможно), либо вежливо расстаться. При этом, как водится, иногда вместе с водой выплескивали и ребенка, отрубая факультетам возможности взять "практиков" и "экспертов". В итоге сплошь и рядом возникали ситуации, когда гражданское право плакал, но читал специалист по Аристотелю.
В чем причина подобной тенденции (а масштабы явления позволяют говорить именно о тенденции)? Мне кажется, играют роль три основных причины.
1. Определенный рост зарплат преподавателей. С одной стороны, он позволил привлечь сотрудников в штат там, куда раньше мало кто шел. С другой, позволил многим преподавателям отказаться от приработков, сосредоточившись на основной работе. В итоге процент откровенных халтурщиков в рядах полуставочников вырос еще больше, а это уже мало кого устраивало (см. п. 2).
2. Низкое качество работы полуставочников на фоне растущей конкуренции между вузами. Конечно, сегодня низкое качество преподавания - явление повсеместное, однако даже на этом фоне полуставочники часто выделялись откровенным наплевательством на учебный процесс. Так, одна моя знакомая рассказывала, что могла спокойно позвонить в деканат за час до лекции и заявить, что сегодня не сможет прийти. При этом возможности контролировать полуставочника оказывались на порядок меньше, чем штатного преподавателя.
3. Рост значения внеучебной деятельности, в том числе научной. В 90-е про нее никто не вспоминал, сейчас начали спрашивать. Полуставочники же никаких показателей для отчетности не давали, да и общественные поручения им (кроме молодежи) навесить было трудно.
В итоге число полуставочников постепенно, но неуклонно сокращается. Однако идея "батраков", которым можно мало платить и при этом много спрашивать, по-прежнему остается привлекательной. И кое-где уже обсуждается такое решение, как вывод части преподавателей за штат - в основном тех, кто не улучшает показатели научной работы. Но это уже совсем другая история...