Makkawity (makkawity) wrote,
Makkawity
makkawity

Category:

Коллегам на дискуссию.

http://graf-moltke.livejournal.com/132281.html

Я тут сообразил, что в сентябре отмечу 10-летие преподавательской деятельности в высшей школе. Понимаю, что по сравнению со многими моими коллегами стаж смешной, и все-таки уже накоплен определенный опыт, которым хочется поделиться. Видимо, поэтому тексты про преподавание пишутся легко и в большом количестве.

Будучи преподавателем, я постоянно задумываюсь над сутью того, что я делаю. Такой уж у меня характер – мне трудно делать что-то такое, что лишено смысла в моих же собственных глазах. Предметом моих размышлений с давних пор является такая форма учебной работы, как лекции. Некоторыми результатами этих размышлений я хотел бы поделиться.

Оговорюсь сразу – все, что написано ниже, касается гуманитарных дисциплин. Как там у технарей – я не знаю, поэтому судить не буду.

Итак, лекции. В классическом понимании это – монолог преподавателя, изложение материала курса в том объеме, в котором это позволяют отведенные на предмет часы. В дописьменную эру это, наверное, было хорошо и правильно. Но с тех пор, как появились и стали общедоступными книги, лекция по сути превратилась в пересказ (иногда сокращенный) учебника. Собственно, об этом красноречиво говорит тот факт, что понятия «учебник» и «курс лекций» многими воспринимаются как синонимы. Известны случаи, когда не слишком ответственный преподаватель просто клал перед собой (так, чтобы не видели студенты) учебник и читал его вслух. Это, конечно, крайний случай, но если лектор пересказывает книжку по памяти, от этого по сути ничего не меняется.

Самое удивительное, что такая ситуация воспринимается как нормальная и преподавателями, и студентами. Более того, студенты часто возмущаются, когда преподаватель спрашивает с них то, что не рассказывал на лекциях. Хочется спросить – юные друзья, а вы школу-то заканчивали? Начальную хотя бы? С какой стороны открывается книжка, знаете?

Конечно, сплошь и рядом встречаются случаи, когда хорошего учебника по курсу просто нет. Но здесь встает закономерный вопрос – это, собственно, чья недоработка? Не преподавателя ли, который этот курс читает? Разумеется, написание учебника – большой и тяжелый труд. Издать его тоже бывает непросто. Но можно начать с учебного пособия, методички, рабочей тетради, хотя бы небольшого списка обязательной для прочтения литературы. Согласитесь, непросто найти такую область, по которой бы не было написано вообще ничего.

Если же речь идет о большом общем курсе вроде «Истории средних веков» или «Античной философии», то проблема с учебной литературой отсутствует начисто. Более того, у преподавателя и у студентов есть достаточно широкий выбор. Лекция в классическом понимании по таким предметам превращается, как уже сказано выше, в чтение книжки вслух, а студенты низводятся на уровень детей дошкольного возраста. Смысла в этом, на мой взгляд, нет никакого.

Так что же, лекции просто не нужны? В конечном счете, насколько я знаю, в знаменитом Институте красной профессуры в 1920-е годы их не было вообще. Только семинары. По тому же пути идут некоторые коллеги, работающие на программах магистратуры – их занятия носят сугубо интерактивный характер.

Но когда перед тобой не маленькая группа в 5-15 магистрантов, а поток в 150-200, да даже большая группа в 50 человек, об интерактивности можно забыть. Диалог с аудиторией в данном случае может играть роль риторического приема и средства удержать внимание, не более. А поскольку лекционные занятия на потоке (и в больших группах) занимают твердые позиции в учебных планах, об их отмене думать не приходится. Соответственно, думать нужно о том, как уйти от «чтения вслух» и сделать их более полезными для студентов.

Небольшая ремарка: я твердо убежден, что любое обучение, во всяком случае в гуманитарной сфере, имеет целью не только и не столько передачу конкретных знаний, умений и навыков, сколько развитие мыслительных способностей обучающихся. Вуз – это спортзал для мозга, в котором отдельные предметы играют роль тренажеров. Если мы возьмем такую дисциплину, как история, то задача преподавателя – не столько заставить студента запомнить, что Куликовская битва была в 1380 году и ни годом ранее, и что сражались мы с татарами, а не с зулусами, сколько научить его понимать особенности развития и функционирования сложных систем (к которым относится человеческое общество), выявлять причинно-следственные связи, видеть взаимное влияние различных факторов и т.д. И вот здесь лекционные занятия могут сыграть большую роль.

В отличие от учебника, в котором изложение является более или менее равномерным (то есть одинаково значимые вопросы рассматриваются одинаково подробно), в лекционном курсе акценты должны быть расставлены иначе. Лектор рисует общую канву, а затем уделяет повышенное внимание каким-то отдельным сюжетам, рассматривая их максимально подробно. Эти сюжеты (или, используя модное нынче в образовательной среде слово, кейсы) должны служить для рассмотрения наиболее важных, сложных и дискуссионных проблем в рамках данного курса. Например, если речь идет об истории определенного периода, то преподаватель должен давать предельно обобщенную картину происходившего, после чего подробно освещать отдельные вопросы:
- событие или процесс, ярко демонстрирующие особенности данного периода;
- событие, на примере которого можно рассмотреть роль личности в истории;
- событие или процесс, демонстрирующие связь внутренней и внешней политики;
- событие или процесс, демонстрирующие взаимное влияние политических, экономических, культурных факторов;
- событие, вызывающее серьезные дискуссии в академической среде, с подробным изложением аргументов сторон…
И так далее.

Общий принцип, надеюсь, понятен. В центре внимания при рассмотрении любых событий или процессов должен находиться не вопрос «КАК это происходило?», а вопрос «ПОЧЕМУ это произошло?» Без фактологии, конечно, в истории обойтись невозможно, но основную массу фактической информации по курсу студент должен почерпнуть из учебника. Он (учебник) для этого и существует, в конце концов.

Такие у меня размышления. Теперь осталось проверить, как это будет работать на практике.
От Маккавити: думаю, мои студенты помнят мое высказывание насчет "что", "как", и "почему".

Tags: студентам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments