Выводы
Можно сказать, что западные и южнокорейские пропагандисты идут по легкому пути и лепят из Северной Кореи образ, соответствующий образу враждебного государства в массовом сознании. В результате многое, за что Северная Корея заслуживает критики, выпадает из демонизации как непонятное западному обывателю, заменяясь на универсальные штампы ГЗ, взятые из массовой культуры, особенно, из такого жанра как комикс.
К чему это ведет и чем это так опасно? Разоблачение недостатков того или иного режима хорошо, когда эти недостатки реальны, и речь идет о настоящей Северной Корее, а не ее аналога «с другого глобуса». Однако сегодня этот комиксовый образ КНДР наползает на настоящее и подменяет его собой, так что представление о Северной Корее в массовом сознании становится совершенно мифологизированным.
Возможно, это годится для пропаганды, но, во-первых, когда «мультяшная реальность» оказывается слишком мультяшной, она становится не объектом сопереживания, а объектом стёба и издевательств, на фоне которых рассказы о реальных проблемах страны и попытка привлечь внимание к чьей-то настоящей беде воспринимаются через призму гротескных и разоблаченных фальшивок. Ничем не отличаясь от истории пастушка, который слишком часто кричал: «Волки!».
Вторая проблема ещё хуже, поскольку искаженный образ КНДР начинает утверждаться не только в умах рядовых обывателей, но и в головах лиц, принимающих решения, и даже у самих пропагандистов. А это значит, что стратегии реальной политики, которые теоретически должны быть построены на понимании оппонента, вместо этого строятся, исходя из сложившегося образа, а попытки специалистов или людей, которые там были, объяснить, что всё несколько не так, натыкаются на возмущение, потому что «И так всем всё понятно, что там происходит!».
Между тем, ГЗ в том виде, в каком оно обычно подается, формируется не по законам мировой политики, а по законам жанра, согласно которым для того, чтобы тирания пала, достаточно, чтобы благородный герой или группа героев убили тирана и разбили пару телевизоров. Ликвидация любого тиранического режима текущей реальности – процесс на порядок более сложный, и попытка опираться на комиксовые представления может стоить многих жизней.
Тем более что в истории Кореи уже был похожий пример, когда лидер местной фракции компартии Пак Хон Ён убедил сначала Ким Ир Сена, а потом Москву и Пекин в том, что режим Южной Кореи находится на грани краха, и достаточно будет чуть подтолкнуть ситуацию, как всенародное восстание сметет коррумпированную диктатуру. Да, там была диктатура и была коррупция, но режим Ли Сын Мана оказался прочнее, и вообще всё оказалось сложнее. И Корейская война длилась три года, став страшным бедствием для Корейского полуострова и похоронив самого Пак Хон Ёна.
Вот как-то так. Далее я немного подожду, вычищу неточности (спасибо всем указавшим, особеннно Хэйдзё), вставлю дополнительные примеры, подсказанные в комментах, и буду публиковать текст всерьез.
Потому что это вытеснение я хорошо вижу даже не только в статьях в СМИ, но и просто в том, что знают о Севере журналисты, задающие мне вопросы, или эксперты/политологи, которые при мне начинают комментировать ситуацию. Меня это очень достает, потому что половина времени тратится на ликбез.