?

Log in

No account? Create an account
Эволюция отношения к США В Северной Корее ненависть к Америке и ее… - Онлайн-дневник Маккавити — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

June 23rd, 2005


Previous Entry Share Next Entry
09:19 pm
Эволюция отношения к США
В Северной Корее ненависть к Америке и ее приспешникам – одно из условий самосохранения и самоидентификации режима. Многие антиамериканские лозунги поражали политологов своей «политнекорректностью», так как тексты, которые мы переводили как «усилиями прогрессивных народов мира уничтожить американский империализм» (это - официальный северокорейский лозунг 1960-х гг.), в оригинале призывали его четвертовать или, точнее, «расчленить» . США представляются главным виновником раскола страны и нынешнего положения дел, и потому пока мы можем говорить лишь об изменении интенсивности антиамериканской пропаганды, когда некоторое снижение темпа или оголтелости уже кажется серьезной подвижкой и жестом КНДР в сторону Вашингтона.
В КНДР, в деревне Синчхон, неподалеку от 38 параллели, существует целый музей преступлений американского империализма. В основном - военных преступлений, совершенных во время Корейской войны, однако часть экспозиции относится как к более раннему, так и к более позднему времени.
Что же до РК, то и там образ Америки в массовом сознании никогда не был монолитным. С одной стороны, американцев на Юге воспринимали как освободителей и спасителей, особенно - после начала Корейской войны. Откровенным проамериканцем был и Ли Сын Ман, причем его духовная зависимость от Вашингтона была еще большей, чем политическая, а в риторике наблюдалось явное превосходство эмоциональных аргументов над рациональными. Америка позиционировалась как освободитель, главный экономический донор и стратегический партнер. При этом обсуждение вопросов о том, кто же разделил Корею, и какие интересы преследует сама Америка, так активно внедряясь на Корейский полуостров, не приветствовались.
С другой - более близкое знакомство с американской культурой и весь комплекс проблем, связанных с присутствием в стране «чужой» армии, вызвали критику. Так, много внимания было обращено на охоту американцев до корейских девушек, что казалось корейцам странным и аморальным. Тема корейских девушек, зарабатывающих на жизнь своим телом, или полукровок, рожденных подобными «невестами», равно как и случаи изнасилования, достаточно широко отражались в литературе того времени.
Конечно, американцы не занимались принудительным набором корейских девушек в полевые публичные дома, но, как считает Кан Хён Чжу, общий уровень «сексуальной эксплуатации» местного населения тоже был весьма высоким . Он приводит рапорт американского священника Эрнесто Кастона, написанный в октябре 1964 г. и посвященный сексуальной жизни американских солдат в Корее . Согласно этим данным, аморальный образ жизни (постоянное посещение борделей, наличие постоянных наложниц и т. п.) вело 90 % солдат. Почти каждый военнослужащий имел местную «невесту», которую, однако, можно было проиграть в карты, обменяться ею с другом или, оставляя службу в Корее, подарить кому-нибудь из новоприбывших.
Тем не менее, позитивное отношение к США преобладало, и здесь сыграло свою роль то, как повели себя США во время Апрельской революции 1960 г. Кан отмечает любопытный эпизод. Когда демонстранты захватили резиденцию Ли Ги Буна и разгромили ее, единственной вещью, которая не пострадала во время погрома, был большой американский флаг, который впоследствии передали оказавшемуся поблизости американцу. Также почтительно демонстранты относились к американским военнослужащим и дипломатам - пропускали их машины и давали дорогу пешеходам . А через несколько дней после отъезда Ли Сын Мана студенты повесили цветочную гирлянду на статую МакАртура в знак признательности позиции США, без поддержки которых события вряд ли развивались бы так быстро, успешно и без большого числа жертв .
Еще одна забавная история связана с тем, как в 1980-е гг. некая южнокорейская шаманка по фамилии Хён проводила специальный ритуал в честь генерала МакАртура как героя – освободителя корейского народа от коммунистов. Обряд снимали на ТВ, и один из бдительных полицейских заметил на алтаре пачку сигарет «Мальборо». По тогдашним корейским законам иметь иностранные сигареты считалось преступлением , однако шаманка убедила, что сигареты играли в ритуале роль жертвоприношения МакАртуру, и избегла наказания .
Однако с 1961 г., когда к власти пришел Пак Чжон Хи, период упоения Америкой начал постепенно сходить на нет. На фоне возрождения национализма в качестве государственной идеологии отношение к Америке стало более взвешенным, а образ американца изменился. Стало ясно, что гражданин США тоже может быть не только богачом, солдатом или миссионером, что он может быть беден или иметь тот же комплекс проблем, которые характеризуют среднего корейца.
Кстати, с этого времени стоит обратить внимание не только на антиамериканизм корейцев, но и на антикореизм американцев. Как отмечает Б. Камингс, это явление во многом было вызвано не только великодержавным/барским подходом граждан США (большинство американцев использовало корейцев как кули, автоматически помыкая ими даже тогда, когда те не были у них в подчинении ), но и тем, насколько отличались от реальности читаемые им лекции по межкультурному взаимодействию.
В этих лекциях, равно как и пропагандистской литературе, корейцев представляли маленьким, но гордым, народом, уважающим свои традиции. Однако то, с чем, как правило, сталкивались в Корее иностранцы, включало в себя совсем не благородную бедность, а «морально травмировавший» европейца быт (в 1960-е гг. в Сеуле еще были выгребные ямы вместо централизованной системы канализации), коррупцию, тотальное мелкое воровство и вполне определенную прослойку людей, делавшую деньги на обслуживании любых нужд иностранцев.
Отношения Пак Чжон Хи и Вашингтона сопровождались достаточными сложностями. И его крен в сторону национализма был стремлением освободиться от идеологического диктата Америки. Тем не менее, молодежь еще не воспринимала США как врага. Просто отношение к Соединенным Штатам стало более реалистическим и прагматичным.
С другой стороны, Пак отдавал должное роли США в создании режима, нередко используя красивые пропагандистские ходы. М. Брин приводит интересную историю об американском ветеране, потерявшем зрение во время Корейской войны и написавшем в газету гневное письмо о том, что он отдал свое здоровье непонятно, за что. Это письмо попало на глаза корейцу из администрации Пак Чжон Хи, после чего развитие истории стало напоминать южнокорейский вариант Саманты Смит. Ветерана пригласили в РК, где он и его семья, «работавшая его глазами», неделю путешествовали по стране в составе группы иностранных ветеранов этой войны, знакомясь с корейским экономическим чудом. В последний день им была устроена встреча с Пак Чжон Хи, который с каждым поздоровался за руку и, остановившись около слепого, негромко сказал, обращаясь ко всем: «Этот человек отдал свои глаза за то, чтобы наша страна была свободной». Тронутый ветеран упал на колени и зарыдал .
Тем не менее, белый человек перестал восприниматься как нечто экзотическое только в конце 1990-х. В 1970-е - 1980-е гг. любой кореец, увидевший европейца, считал своим долгом сказать: «Хэллоу!», и слова «мигук сарам» (кор. «американец») в Корее обозначало европейца вообще. Даже во время моего первого приезда в Сеул в 1990 г. любой белый воспринимался в первую очередь как американец, а мужчина определенного возраста – как военнослужащий армии США. М. Брин отмечает, что очень многих европейцев шокировало такое отношение к ним, как к экзотическим животным .
Открытая ненависть молодежи к Америке стала проявляться позже, после событий в Кванчжу и позиции США в отношении Чон Ду Хвана, который стремился восполнить недостаток легитимности своего режима контактами с Америкой. Сыграл свою роль и визит Чон Ду Хвана в Вашингтон в феврале 1981 г. (Чон оказался первым главой иностранного государства, посетившим Америку в президентство Рейгана), в ходе которого президент США несколько раз демонстративно выразил свою поддержку южнокорейскому лидеру .
Стало меняться отношение к американцам, особенно – к солдатам и офицерам. Дебоши и изнасилования больше не считали неизбежной и неприятной платой за защиту от Севера. И хотя количество инцидентов, связанных с недостойным поведением американских солдат в 1980-е гг. снизилось, реакция на это поведение к тому времени стала более острой .
В результате США как бы потеряли привлекательный образ защитника свободы, которого пытался держаться даже Картер . Частые нападения на Сеульский, Кванчжуский, Пусанский и др. американские культурные центры стали одной из особенностей студенческого движения 1980-х. Так, в 1985 г. студенты в течение трех дней удерживали библиотеку Американского Культурного Центра , а несколько зданий в Университете Сонгюнгван были объявлены «освобожденной зоной» .
В феврале 2002 г., накануне приезда Буша в общенациональной кампании протеста приняли участие десятки тысяч человек, а 18 февраля представители Корейской федерации молодежи на несколько часов захватили представительство Торгово-промышленной Палаты США .
Достаточно силен и бытовой антиамериканизм. Так, на фоне слухов о коровьем бешенстве в ряде универсамов Сеула вывесили плакаты-объявления «Мы не продаем американское мясо».
Впрочем, бинарный подход проявился и здесь, ибо, несмотря на идеологическую неприязнь к США, как раз в это время американская культура превратилась в образец для подражания. В большинстве случаев для молодых корейских горожан «западное» является синонимом «прогрессивного», причем, как хорошо подмечает А. Ланьков, касается это даже активистов антиамериканского студенческого движения или молодых деятелей лево-националистических организаций. Вволю поскандировав «Янки, убирайтесь домой!», одетые в джинсы антиамериканисты спокойно отправляются в «Макдональдс».
С укреплением Шестой республики официальная оценка корейско-американских отношений в последнее время несколько изменилась. Естественно, полностью от США никто не отказывался, но в прессе в открытую говорят о «садэчжуый» в отношении Америки , обсуждают опасность американской массовой культуры, которая разрушает традиционные ценности, а антиамериканские настроения сыграли немалую роль в победе Ро Му Хёна.
Рассмотрим динамику. Ян Сын Чхоль приводит данные опросов 1985 г. об отношении южнокорейцев к разным странам . Тогда Америка оставалась страной, которую «любили» больше всего. Она же была для Кореи страной, оказавшей на РК наибольшее культурное влияние, наиболее важным экономическим партнером и страной, наиболее важной для обеспечения корейской национальной безопасности. Второе место по всем этим параметрам занимала Япония, хотя США шли со значительным отрывом, но именно Япония оказалась страной, которую больше всего не любят. Нелюбовь эта была даже на 2-4% выше, чем нелюбовь к КНДР.
Сегодня же большинство граждан РК, особенно молодежь в возрасте до 29 лет, ставят Америку на первое место в ряду стран «нелюбимых». Согласно опросу корейской молодежи, проведенному Советом по мирному объединению при президенте РК среди 1200 молодых корейцев, Соединенные Штаты Америки являются страной, которая больше всех препятствует объединению юга и севера Кореи. Так считают 44,7 % респондентов .
В 1993 году, по данным агентства Gallup Korea, только 1% южнокорейцев называли США самой большой угрозой своей безопасности. Северную Корею в качестве главного потенциального «злодея» выбрали тогда 44% респондентов, Японию – 15%, а Китай – 4 % . 10 лет спустя, в сентябре 2003г., похожий опрос Gallup Korea показал, что 42% южнокорейцев больше опасались Ким Чен Ира, чем Джорджа Буша, от которого ожидали неприятностей 38%. А 5 января 2004г. агентство Research and Research опросило 800 граждан из разных уголков Южной Кореи и выяснило, что 39% респондентов считают Соединенные Штаты главной угрозой безопасности страны. КНДР заняла второе место, набрав 33% голосов.
В связи с этим же можно вспомнить и истеричную кампанию, связанную с ДТП с участием американской бронемашины, в котором погибли две корейские школьницы. Смерть произошла во время Чемпионата мира по футболу, и некоторое время ее скрывали . Оправдательный приговор американцам наложился на распространенный через интернет слух о том, что убийство было преднамеренным.
История эта, заметим, очень сильно задела американцев. Точнее, США поразила неадекватность реакции. Да, инцидент был неприятный, но его раздули, превратив в общенациональную трагедию. В свое время РК пошла на проведение совместных военных маневров, четко осознавая опасность коммунистической угрозы. Жертвы во время них, включая смерть гражданских лиц, случались достаточно часто и раньше, но общественное мнение как бы вписывало их в ту цену, которую РК платит за свободу своей страны и спокойствие на своих границах.
И это – при том, что, если нужно, общественное мнение РК может стать шелковым. М. Брин приводит интересные данные о том, как в январе 2003 г. представители американских деловых кругов известили своих корейских коллег о том, что рейтинг доверия к Южной Корее вскоре будет понижен, и среди причин этого повышенного риска – не только северокорейский ядерный вопрос, но и рост антиамериканизма в РК в сочетании со слухами о том, что данная тенденция прямо поддерживается президентом. После этого Ро Му Хён практически мгновенно объявил о грядущем визите в США, призвал к прекращению антиамериканских протестов и провел ряд встреч с представителями американских военных и деловых кругов .

Отношение к Японии

Роль Японии в корейской идеологической парадигме сложнее, чем может показаться. С одной стороны, Япония занимает место «главного негодяя» и источника всех последующих бед и на Севере, и на Юге . С другой - большая часть серьезных подвижек в направлении модернизации (открытие страны, реформы года Кабо, насаждение более современной японской структуры после аннексии и даже эпоха «культурной политики») были так или иначе связаны с японцами, создавшими в Корее государство с более жесткой централизованной структурой власти, чем то, что было о них .
В КНДР тема японского владычества постоянно присутствует и в мифологизации антияпонских партизан, и в основных произведениях официальной массовой культуры, - действие большинства революционных опер происходит «при японцах».
На Юге можно отметить любопытный дуализм. Начиная со времени правления Пак Чжон Хи, элементы японского пути развития активно инкорпорировались. Как отмечал целый ряд авторов, в том числе А. Ланьков, вся «технология» жизни корейского общества по-прежнему устроена по японскому образцу. Однако в самой Корее эти достаточно очевидные связи либо замалчиваются, либо с гневом отрицаются.
Можно даже говорить о политике «затирания японских следов», в результате которой в Сеуле почти не осталось зданий, построенных при японцах, в Сеульском Национальном Университете по идеологическим соображениям длительное время не было кафедры японского языка , а японское суси продается под названием «кимпап» и выдается за блюдо исконно корейской национальной кухни .
Сказать что-либо позитивное о японском влиянии на Корею в колониальные времена для корейского ученого равносильно академическому или политическому самоубийству, а обвинение в прояпонизме является в лексиконе корейских националистов вторым по значимости после обвинения в симпатиях к коммунизму и КНДР.
Можно вспомнить как протесты против посещения государственными чиновниками храма Ясукуни , так и известный скандал весны-лета 2001 г., когда японское министерство образования одобрило несколько новых учебников истории для старших классов, где японская аннексия Корейского полуострова в 1910 г. была названа «легитимной». В ответ 20 граждан РК отрезали себе мизинцы в знак протеста , РК отозвала из Токио своего посла, приостановила все дипломатические контакты с Японией и отменила намеченные ранее учения .
Однако уровень этой «ненависти» хорошо режиссируется государством. Так, после южнокорейско-японского саммита в обмен на обещание Коидзуми о безвизовом въезде корейцев в Японию Ро Му Хён обещал сбавить обороты в антияпонской пропаганде, в первую очередь – в вопросе о школьных учебниках истории или о посещении руководителями страны храма Ясукуни, и бурная кампания стихла так же быстро, как народный гнев по поводу задавленных девочек.
Прямые экономические контакты или культурные связи между Японией и Южной Кореей, по сути, отсутствовали до 1990-х: Ли Сын Ман был ярым антияпонистом, а Пак Чжон Хи, хотя и установил с Японией дипломатические связи, старался не допускать ее влияния на культуру своей страны, опасаясь «культурного закабаления» и действуя в рамках курса «чучхэсон».
Сеул, независимо от того, кто был у власти, напрочь отвергал всё японское: импорт машин, техники, литературы, музыки, кинофильмов (хотя и покупал лицензии на японскую технику). С модой боролись посредством копирования, и в некоторых случаях дело даже доходило до того, что после выхода на экраны в Японии какого-то популярного фильма, в Корее снимался точно такой же, но с несколько измененным сюжетом и корейскими актерами (например, нечто подобное произошло с японским фильмом «Потерянный рай»).
Первое соглашение о культурном обмене было заключено с Японией в 1965 г., однако серьезные подвижки, в том числе создание фондов культурного обмена, начались в первой половине 1980-х. Дебаты на тему состояния корейской массовой культуры и необходимости связи с культурой Японии состоялись только в 1997 г., а на высшем уровне идеи о более позитивном подходе к этой проблеме были озвучены 26 февраля 1998 г. на встрече Ким Дэ Чжуна с японским премьер-министром Кэйдзо Обути. Собственно, ситуация стала резко меняться только после того, как на этой встрече японский премьер-министр «наконец» принёс корейскому народу официальные извинения за иго, и все претензии в отношении бывшей метрополии были сняты.
Корни такого отношения следует искать «в генетически заложенном в людях среднего и старшего поколения чувстве обиды и неприятия к Японии» , которое сейчас пытаются транслировать на поколения, непосредственно не испытавшие на себе последствия ига. В результате сейчас молодое поколение оказалось на пересечении двух тенденций. С одной стороны, находясь под влиянием японской массовой культуры, оно не испытывает ненависти к Стране восходящего солнца, с другой – идеологические штампы старого времени в ее поведении проявляются тогда, когда разговор касается «больных тем». Темы эти периодически раздуваются СМИ, дабы молодежь не забывалась.
Однако запрет стимулировал «синдром запретного плода», и японская печатная продукция составляет более 60 % иностранных книг и около 85 % иностранных журналов . И если легально японские фильмы впервые продемонстрировали в РК только в 1996 г. на Пусанском кинофестивале, то поток относительно низкопробных контрабандных аудио- и видеокассет, хлынувший в страну из Японии в последние годы - хороший источник стабильной прибыли для контрабандистов. Кроме того, на регион вещает большое число японских каналов спутникового телевидения, ловить которые в Корее теперь достаточно просто , не говоря уже о том, что можно почерпнуть из интернета: в стране достаточно подпольных или полуподпольных фэн-клубов японской культуры, музыки, кино.
И хотя большое количество традиционалистских организаций считает, что после того, что творили японцы в Корее в 1910-1945 гг., в период их колониального ига, японской культуре не место в стране, большинство поклонников этой культуры - молодые люди в возрасте от 13 до 22 лет, для которых события того времени - лишь давняя история. Согласно опросу, проведенному в Сеульском Национальном университете, 69,5 % опрошенных высказались за открытие японской культуры, а 55 % выразили желание познакомиться с ней серьезнее и глубже .

(7 comments | Leave a comment)

Comments:


From:(Anonymous)
Date:June 24th, 2005 03:58 am (UTC)

ot Lankova

(Link)
Костя, завожу-таки свой ЖЖ. Однако пока некогда. Прочитал твой текст по Америке. Согласен. Хорошо излагаешь. Только два замечания. Ли Сын Ман не был обожателем Штатов. Скорее - хитрый манипулятор, нечто вроде Ким Ир Сена в пятидесятые: но словах - любовь и преданность, на деле - гнет свою линию.

Второе - то, что "если нужно, общественное мнение РК может стать шелковым." Не совсем. Мнение деловых кругов - да (о чем у тебя, собственно, дальше и идет речь). Но бизнесмены - народ умный, серьезный и циничный. А вот возможности манипулировать общественным мнением в целом я бы преувеличивать не стал. Они у Голубого Дома не больше, чем у Старой Площади. Не больше. Но и не меньше.
[User Picture]
From:makkawity
Date:June 24th, 2005 05:56 am (UTC)

Re: ot Lankova

(Link)
твой жж (а_лан) давно у меня в друзьях %)
статьями занимается Майк. как переведет - начну их проталкивание.
[User Picture]
From:genuine_elka
Date:June 24th, 2005 09:30 am (UTC)
(Link)
Кость, давно хотела спросить: когда занималась таэквон до, было такое ощущение, что оттуда изъяты сами философские основы боевых искусств. Это от неприятия японцев и китайцев? Или мне просто показалось? Вроде как дзен и у корейцев был в ходу...
[User Picture]
From:makkawity
Date:June 24th, 2005 03:36 pm (UTC)
(Link)
нет, это от такого же желания выхолостить традицию, которое замечено и в "чиновничьем ушу".
подробнее - в одной из последних глав книги %)
[User Picture]
From:genuine_elka
Date:June 24th, 2005 06:00 pm (UTC)
(Link)
Буду ждать:)
From:(Anonymous)
Date:June 24th, 2005 02:19 pm (UTC)

ot Lankova

(Link)
На днях потрачу часок на освоение ЖЖ. А пока - по японской части.

ЦИТАТА Можно даже говорить о политике «затирания японских следов», в результате которой в Сеуле почти не осталось зданий, построенных при японцах,КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Вах, почему "даже"??? Вполне официальная такая политика. Снесли практически все, что построили при японцах. Так что с памятниками архитктуры - сильный напряг-с...

ЦИТАТА японское суси продается под названием «кимпап» и выдается за блюдо исконно корейской национальной кухни . КОНЕЦ ЦИТАТЫ

"Кимпап" - это не суси, а "маки". Действительно, идет активная кампания, в ходе которой доказывается, что "кимпап" - суть еда корейская. Ну, типа как шампанское - национальный русский напиток, любимое бухло Ильи Муромца. При том, что время заимствования "маки" хорошо известно и отчасти документировано (конец XIX века). Суси - это "сэнъсОнъ чхопап", и по их поводу истерик нету. Пока.

ЦИТАТА а обвинение в прояпонизме является в лексиконе корейских националистов вторым по значимости после обвинения в симпатиях к коммунизму и КНДР. КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Не согласен. Обвинения в симпатиях к коммунизму и КНДР давно предъявляет только оппозиция, причем довольно крайняя. Национализм в ЮК сейчас скорее левый, и великолепно сочетается с любовью к Великому Вождю, его отпрыску и их упырям. Так что "прояпонские симпатии" - карта номер раз у местных демагогов...

Что же до молодежи, то у них вполне сочетается интерес к японской поп-культуре и склонность к националистическим истерикам.

[User Picture]
From:makkawity
Date:June 24th, 2005 03:48 pm (UTC)

Re: ot Lankova

(Link)
%))
учтем.
а ты таки пиши не от анонима!

> Go to Top
LiveJournal.com