?

Log in

No account? Create an account
Глава семнадцатая, в которой более подробно рассказывается о… - Онлайн-дневник Маккавити

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

June 17th, 2009


Previous Entry Share Next Entry
01:38 pm
Глава семнадцатая, в которой более подробно рассказывается о Временном правительстве, которое началось в Шанхае а кончилось в Чунцине.

Две последних главы первой части нашей книги будут посвящены тому, как развивалось национально-освободительное движение за пределами собственно Корейского полуострова. В этой главе мы поговорим о националистах, а затем – о коммунистическом движении.

Шанхайское Временное правительство

На волне националистических выступлений Первомартовского движения, охвативших не только Корею, но и корейские землячества за рубежом, корейцы всюду начали создавать свои органы власти. С марта по апрель 1919 г. в Корее и за ее пределами было создано пять временных правительств, ставивших своей целью построение республики .
25 февраля 1919 г. во Владивостоке был основан Корейский национальный парламент (Тэхан кунмин ыйхве), который объявил президентом Сон Бён Хи, а премьер-министром Ли Сын Мана; впрочем, реальная власть принадлежала российским корейцам, а Сон и Ли были выбраны in absentia.
9 апреля в Сеуле было создано Народное правительство Корейской республики (Чосон мингук инмин чонбу), где президентом был опять-таки объявлен Сон Бён Хи, а вице-президентом Ли Сын Ман.
11 апреля 1919 г. на территории французского сеттльмента в Шанхае было создано Временное Правительство Корейской Республики (Тэхан мингук имси чонбу), где председателем парламента был объявлен Ли Дон Нён, а премьер-министром Ли Сын Ман.
17 апреля 1919 г. в районе Чхольсана и Ыйджу было создано Правительство Республики Новой Кореи (Синхан мингук чонбу), руководителем которого стал Ли Дон Хви, а премьером Ли Сын Ман; впрочем, еще в 1914 г. Ли Донхви организовал военный отряд под названием «Правительство Корейской Армии Возрождения» (кор. «Тэхан Кванбоккун Чонбу»).
Наконец, 23 апреля в Сеуле было образовано правительство Хансон , которое возглавили «политический лидер» Ли Сынман и глава правительства Ли Донхви. Его члены разработали Временную Конституцию страны, а связанный с ними Ли Сын Ман открыл в Вашингтоне его (Хансона) представительство, а в контактах с иностранными государствами называл себя его президентом, несмотря на то, что внутри Кореи японцы достаточно быстро арестовали всех активистов, имевших отношение к его организации .
Как отмечает Хан Ён У, из перечисленных пяти правительств только Хансонское было юридически оформлено, и только Шанхайское и Владивостокское правительства представляли собой в какой-то мере структурно организованные институты.
И так как в руководстве этих правительств достаточно часто фигурировали одни и те же люди попавшие туда по кооптации, по инициативе Ан Чхан Хо (1878-1938) было создано Временное правительство Республики Корея (Тэханмингук имси чонбу , 9 ноября 1919 г.), в которое вошли представители всех зарубежных землячеств. Ставкой для него был выбран Шанхай – большой город был удобен для тесного сотрудничества с китайским гоминьдановским правительством и странами Европы.
Временное Правительство позиционировало Корею как республику, при этом термин «Корейская Республика» обозначили теми же словами «Тэхан Мингук », которыми сейчас называется Республика Корея (японцы продолжали использовать для обозначения корейского генерал-губернаторства название «Чосон») .
В числе кандидатов на роль главы правительства назывались Сон Бён Хи , Ли Дон Хви, к этому времени лидер сообщества корейцев Кандо и Сибири, бывший протестант, ставший коммунистом и лично встречавшийся с Лениным, и Ли Сын Ман, который, оставшись в США после провала своей тайной миссии, заканчивает сначала Вашингтонский Университет, затем – аспирантуру в Гарварде (точнее, получает там степень магистра искусствоведения), после чего в 1910 г. в возрасте 35 лет защищает в Принстоне докторскую диссертацию на тему «Америка и нейтралитет», став первым корейцем, который получил ученую степень доктора , и обучаясь международной политике у экс-президента США Вудро Вильсона .
Считается, что именно с подачи Ли Сын Мана в конституции Шанхайского правительства нашли отражение американские концепции свободы вероисповедания, охраны собственности и предпринимательской деятельности.
Премьер-министром Временного Правительства стал Ли Дон Хви. Чхве Джэ Хёну предлагали пост министра финансов, однако он и прочие российские корейцы в состав правительства не вошли и быстро вернулись в Россию, где снова начали самостоятельную деятельность. Это было связано как со спецификой гражданской войны, так и с тем, что Чхве возлагал свои надежды на советскую власть.
Поначалу правительство активно взялось за дело. В качестве основного печатного органа выпускалась газета «Тоннип синмун» («Газета независимости »), Департамент (внешних) сношений (ёнтхондже) поддерживал связь с патриотами внутри страны, а также отвечал за создание финансовой базы в Корее и в Маньчжурии. Отдел связи отвечал за сбор информации и поставку оружия, а также – подготовку баз. Правительство даже пыталось создать систему местного самоуправления.
Если немного абстрагироваться от современной терминологии, то можно увидеть, что в действиях правительства поддерживается паттерн классического тайного общества, которое копит кадры, базы и оружие в ожидании большого восстания.
Действия на дипломатическом фронте, будь то дипломатическая активность Ли Сын Мана в Америке, отправка Ким Гю Сика на Парижскую мирную конференцию, чтобы огласить «Петицию о независимости Кореи» или похожие действия в рамках Лиги Наций, были скорее направлены на привлечение внимания к корейской проблеме без особенных шансов на реальное ее разрешение. Делегаты корейских организаций, которые пытались пробиться на дипломатические форумы, наталкивались на очень холодное отношение европейских держав .
Интересно другое. Привлекая внимание стран Запада (в первую очередь, США) представители ШВП активно продвигали мысль о том, что в борьбе за господство в регионе Япония рано или поздно развяжет войну. Естественно, когда их прогнозы стали оправдываться , политический вес Ли Сын Мана и Ко в глазах запада несколько возрос.
Временное правительство верило в войну как основной способ достижения независимости, и даже основало военную школу, которая в 1920-е годы имела два выпуска (всего 43 офицера). Пыталось правительство заниматься и образованием и культурой, выпуская газету и создав Комитет по составлению истории Кореи, в который входил и Пак Ын Сик.
Однако затем активность правительства резко спадает по целому комплексу причин. Во-первых, фракционная борьба никуда не делась. Предполагалось, что Временное правительство Корейской Республики будет консолидирующей организацией, координирующей действия всего корейского национально-освободительного движения на полуострове и за его пределами, но эффективной координации действий не получилось. Ли Сын Ман и его министры очень сильно отличались друг от друга как по социальному, так и по региональному происхождению. Большая их часть не знала друг друга раньше, и единственное, что их объединяло, это неприятие Японии. Каждый из основных руководителей (Ли Сын Ман, Ли Дон Хви, Ан Чхан Хо) «тянул одеяло на себя».
Так, если Ли Дон Хви решительно выступал за дружбу с Россией, стремился добиваться от России финансовой помощи и даже предлагал перевести правительство из Шанхая в Сибирь, Ли Сын Ман ориентировался на США и считал, что именно укрепление связей на международной арене является главным козырем. Ан Чхан Хо также выступал против связи с СССР и называл правительство Ленина безнравственным из-за того, что оно отказалось выплатить долги царской России .
Ли Дон Хви рассчитывал на объединение Кореи исключительно военным путем. Ан Чхан Хо тоже придерживался военного пути, но считал, что необходима более тщательная подготовка, и оттого вместе с Ли Си Ёном обращали внимание и на дипломатические меры борьбы, культуру и образование . Ли Сын Ман упирал только на дипломатический путь, рассчитывая, что возглавляемое им правительство будет признано Европой и Америкой, которые вынудят Японию дать стране независимость и вернуть власть «правительству в изгнании». Еще в июне 1919 г. он обращался к императору Японии с письмом, в котором пытался доказать законность Временного правительства и выражал надежду, что разногласия между двумя странами могут быть устранены .

Трения были и по организационным вопросам. Если Ли Дон Хви в основном находился в Китае, Ли Сын Ман торчал в Америке (за пять лет своего президентства он провел в Шанхае меньше года) и при этом продолжал называть себя еще и председателем правительства Хансон и вести незаконный выпуск облигаций государственного займа.
Считая, что президент, постоянно находящийся в Соединенных Штатах, не может эффективно управлять страной, Ли Дон Хви предложил изменить структуру правительства, однако, Ан Чхан Хо высказался за сохранение президентской системы, и 24 января 1921 г. Ли Дон Хви подал в отставку с поста премьера .
После ухода Ли Дон Хви трения между Ли Сын Маном и Ан Чхан Хо только усилились, и через некоторое время Ан тоже перестал принимать участие в деятеьности правительства. В 1921 г. ШВП попыталось создать новое Всекорейское представительство, но фракционная борьба помешала сделать это. Более того, в июне 1921 г. в Пекине состоялся съезд 15-ти эмигрантских организаций, который постановил считать Временное правительство «самозваным» и распустил его .
В 1923 г. внутри ШВП окончательно выявились разногласия сторонниками сохранения существующего положения и представителями двух групп «реформаторов».
Группа Кэчжо (кор. «преобразование») выступала за преобразование правительства и накопление реальных сил, а также на участии в движении за автономию и на продолжении дипломатической деятельности; ее представляли Ан Чхан Хо и Ли Си Ён.
Группа Чханджо (кор «Творчество») выступала за роспуск правительства и формирование нового органа власти. Там преобладали такие сторонники активной вооруженной борьбы , как Ким Гю Сик, Пак Ын Сик, Син Чхэ Хо, Ли Дон Хви, и др.
Для урегулирования разногласий была собрана Конференция национальных представителей,которая не дела никаких результатов – более того, представители Кэчжо и Чханчжо покинули Шанхай, вследствие чего авторитет Временного правительства серьезно пошатнулся.
В 1925 г. Ли Сын Ман был лишен звания президента за «пренебрежение делами» и обращение к американскому правительству с просьбой сделать Корею подмандатной территорией США. Впрочем, к этому времени он все равно пребывал в Америке. Южнокорейские историки утверждают, что ввиду имелось превращение Кореи в подмандатную территорию Лиги Наций, но входившие во Временное правительство националисты восприняли такой шаг однозначно. Ли Сын Ман был снят с должности президента и заменен Пак Ын Сиком, а через некоторое время была отменена президентская система вообще . Вначале был учрежден Государственный Совет во главе с первым министром, а в 1927 г. была введена система коллективного руководства, при которой председатель правительства руководил его деятельностью с согласия его членов.

Второй причиной был кадровый и финансовый кризис. Мы касались темы того «как сложно содержать партизанский отряд», когда говорили о проблемах Ыйбён, и здесь стоит отметить только то, что поддержание эффективной деятельности «правительства в изгнании» требует денежных затрат в еще большей степени.
Сделаем небольшое «отступление историографа». Мало кто отдает себе полный отчет в том, что подобные образования, фактически являющиеся общественными организациями, обычно не имеют постоянных и стабильных источников финансирования, и им приходится постоянно изыскивать и поддерживать эти источники (при том, что на коммерческую деятельность подобных организаций общество, как правило, смотрит с некоторым непониманием). Оттого возникает желание рассмотреть в этом контексте современную проблему внешних спонсоров общественных организаций, особенно тех, которые, согласно общественному мнению, существуют на деньги запада, мафии и т. п. Трактовка общественного мнения проста: спонсор просто покупает данную общественную организацию и использует ее для лоббирования его интересов. Однако если посмотреть на это в контексте вышеуказанного, то речь идет скорее о том, что не имеющая средств к существованию организация вынужденно «продается», потому что лучше иметь возможность вести хоть какую-то деятельность, чем не вести никакой. Иное дело, что принцип «кто девушку платит, тот ее и танцует» начинает работать, и организация потихоньку превращается в инструмент влияния спонсора зачастую против воли руководителей этой организации.
Но вернемся к ШВП. Брать деньги Коминтерна и становиться проводниками его влияния националисты отказались. С пожертвованиями со стороны корейской диаспоры США все было довольно скудно и сложно с точки зрения транспортировки денежных средств в Китай. А традиционный «сбор налогов» с корейского населения Маньчжурии и не только удавался все меньше и меньше, поскольку а) господство Японии в регионе неуклонно крепло б) собственно в Манчжурии хватало своих «правительств», о которых мы поговорим чуть позднее.
Одно время финансовое положение правительства было таким тяжелым, что, если верить изданным Ли Ман Ёлем дневникам Ким Гу, у него не было денег даже на еду и он совершал визиты к представителям корейской диаспоры в Китае, где его как официальное лицо могли накормить обедом.

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com