?

Log in

No account? Create an account
http://graf-moltke.livejournal.com/153339.html Зачем студенту… - Онлайн-дневник Маккавити

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 6th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
09:55 am

http://graf-moltke.livejournal.com/153339.html

Зачем студенту история? Этот вопрос в явной или неявной форме возникает в головах многих студентов. Действительно, для чего заучивать огромный фактический материал - кучу дат, имен, событий? Разве это пригодится в жизни? Где и как это можно применить на практике?

Такие вопросы звучат не только по поводу истории. Зачем мучить детей алгеброй, этими бесконечными абстрактными формулами, иксами и игреками? Для чего школьнику знать устройство кровеносной системы ланцетника?

Именно поэтому я всегда - на первой же лекции или семинаре - объясняю студентам, какой смысл лично для них заключен в изучении моего предмета. И начинаю я не с избитых фраз типа "любой образованный человек должен знать историю", которые по сути своей являются отговоркой, а не ответом на вопрос. Начинаю я с того, что честно говорю: да, подавляющему большинству из вас никогда не пригодится львиная доля информации, которую я вам сообщу и которую вам придется выучить к экзамену. Вам вряд ли понадобится помнить, сколько русско-турецких войн было в XVIII веке и в каком году был заключен Союз трех императоров. Вы это успешно забудете, и будете совершенно правы.

Тогда зачем?..

А представьте себе, что вы пришли в спортзал, и тренер заставляет вас выполнять упражнения. А вы ему задаете вопрос: скажите, а где в реальной жизни мне понадобится жим штанги лежа? А какое практическое применение имеют вот эти приседания с гантелями?
Даже самый вежливый тренер покрутит пальцем у виска. Потому что смысл хождения в спортзал - не в том, чтобы научиться выполнять упражнения. Смысл - в том, чтобы накачать мышцы, сбросить лишний вес, укрепить здоровье, одним словом, развивать свое тело. А упражнения - всего лишь инструмент, средство для достижения поставленной цели. Не более того.

Точно так же изучение многих предметов - как в школе, так и в вузе - является не самоцелью, а необходимо для развития самых разных умений и навыков. Как в спортзале человек развивает свое тело, так в вузе он развивает свой мозг. И история - один из лучших "тренажеров".

О каких умениях и навыках идет речь? Говоря предельно общими словами, человек начинает понимать очень важные вещи, касающиеся окружающего его общества. Он получает общее представление об историческом развитии, о том, откуда и почему взялся современный мир. Приобретает понимание сложности и многофакторности происходящих в обществе процессов, особенностей функционирования сложных систем. Развивает свои аналитические навыки, учится видеть и понимать причинно-следственные связи. Избавляется от "черно-белого" мышления и перестает искать простые решения (которые потом почему-то не работают) для комплексных проблем. Развивает, в конечном счете, способности к прогнозированию последствий тех или иных шагов и управлению людьми и сложными системами.

Этот список можно продолжать, но и перечисленного достаточно. Встает закономерный вопрос - а нельзя ли научиться всему этому, не усваивая огромное количество фактического материала? Нельзя ли перейти непосредственно к выводам, минуя долгие рассуждения?

Нет, нельзя. Нельзя по той же причине, по которой нельзя построить дом, не возводя строительных лесов. Леса после окончания постройки разберут, но это отнюдь не значит, что их можно было вовсе не ставить. Они нужны и важны именно в процессе постройки.

Или другой пример. В школе ученики активно изучают правила русского языка. Через несколько лет они успешно забываются - я, например, вряд ли вспомню, сколько есть спряжений глаголов и чем одно отличается от другого. Тем не менее, остается главное - грамотная речь. Человек вряд ли сможет объяснить, почему он пишет именно так, но при этом пишет грамотно. А причина в том, что в школе он изучал правила, которые играли роль тех самых строительных лесов.

Огромное количество фактов в рамках курсов истории можно сравнить с теми же самыми лесами - или, если угодно, с фундаментом, на которым строится дом. Все выводы должны быть обоснованы и доказаны, все навыки многократно отработаны на конкретных примерах. Без этого дом окажется замком на песке, который рухнет при первом же оползне.


(22 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:arkaun
Date:September 6th, 2013 06:47 am (UTC)
(Link)
Очень все верно сформулировано.
[User Picture]
From:cathay_stray
Date:September 6th, 2013 06:48 am (UTC)
(Link)
Верно всё, кроме этого абзаца:

В школе ученики активно изучают правила русского языка. Через несколько лет они успешно забываются - я, например, вряд ли вспомню, сколько есть спряжений глаголов и чем одно отличается от другого. Тем не менее, остается главное - грамотная речь. Человек вряд ли сможет объяснить, почему он пишет именно так, но при этом пишет грамотно. А причина в том, что в школе он изучал правила, которые играли роль тех самых строительных лесов.

Грамотная речь вводится в детский организм родителями и окружением.
Никакие глагольные спряжения не скорректируют класть vs ложить, одеть vs надеть, а также всевозможные "он броется", "я за тобой соскучилась" и просто неспособность связать логически правильное предложение из слов количеством более одного.

Грамотное письмо вводится туда же практикой.
Школы переполнены знатоками правил, пишущими при этом слово корова через ять, не говоря уже о "относя письмо в почтовый ящик, у меня в номерах "Стоимость" украли пальто брата твоего, булочника".
[User Picture]
From:crazy_daemon
Date:September 11th, 2013 10:46 am (UTC)
(Link)
Ещё можно много читать в детстве.
[User Picture]
From:mingbai
Date:September 6th, 2013 07:10 am (UTC)
(Link)
У меня проснулся практический интерес к истории только когда я начал ездить по зарубежным странам, общаться с иностранными ровесниками, которые могли в разговоре иногда кинуть "а вот русские тогда-то и тогда-то сделали такую падлу нам.." Ну и вообще вот этот весь европейский негативизм по отношению к СССР/России. Будучи тинейджером Перестройки и Гласности, во время которой вылилось огромное количество говнеца на нашу историю в упаковке "открываем глаза", я даже некоторое время разделял подобные взгляды. Но потом меня достало. Ну не может такого быть,что тут живут все хорошие, а тут все плохие. И вот тогда копание в истории стало в разы интереснее, чем чтение художественной литературы!

Но в школе история преподается безобразно. Во-первых, она преподается не комплексно. А, например, отдельно История России, отдельно История Европы. Я уж не говорю о том, что История Азии вообще толком не преподается. Во-вторых, упор ставится именно на заучивание дат и событий, а не на причнно-следственные связи. В-третьих, скучно и уныло.


[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 06:28 am (UTC)
(Link)
Но в школе история преподается безобразно - не согласен.
[User Picture]
From:deadkittten
Date:September 6th, 2013 07:30 am (UTC)
(Link)
> Потому что смысл хождения в спортзал - не в том, чтобы научиться выполнять упражнения. Смысл - в том, чтобы накачать мышцы, сбросить лишний вес...
Различие в том, что любой квалифицированный тренер способен ответить 1) для чего конкретно нужно именно это упражнение и 2) какие именно упражнения нужно делать для достижения выбранной цели. А здесь всё только "Говоря предельно общими словами..."
[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 06:29 am (UTC)
(Link)
вы просто не способны понять ответ
[User Picture]
From:wotanhotter
Date:September 6th, 2013 09:48 am (UTC)
(Link)
исключительно изящное объяснение того, зачем нужно зазубривать даты с точностью до года вместо написания глубокомысленнных историософских эссе. Чем позориться, лучше бы уж автору прямо признать, что наши школьные и институтские программы истории ни черта не стоят. Если бы они были способны хоть на 50% заинтересовать человека от того уровня интереса, который вызывает в профильных комьюнити таймлайн ереси Хоруса или же Песни льда и огня - вопрос о нужности дат в контексте прочего не стоял бы.
[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 06:29 am (UTC)
(Link)
массу людей заинтересовывает. по себе судить не надо.
[User Picture]
From:wotanhotter
Date:September 8th, 2013 08:19 am (UTC)
(Link)
у меня достаточная выборка и как у школьника, и как у студента. Ни одного человека нынешние программы, равно как и программы 25 летней давности, заинтересовать не способны. Хороший препод вопреки программе - запросто. Но это другое дело, и начнет он явно не с перечня дат, который нужно зазубрить к экзамену.
Впрочем, проверить исходный тезис очень просто - покажите мне любой россйский вуз не из тройки-пятерки топовых, где бы студенты не профильных (ист и фил) факультетов по окончании курса истории демонстрировали бы
"Приобретает понимание сложности и многофакторности происходящих в обществе процессов, особенностей функционирования сложных систем. Развивает свои аналитические навыки, учится видеть и понимать причинно-следственные связи. Избавляется от "черно-белого" мышления и перестает искать простые решения (которые потом почему-то не работают) для комплексных проблем. Развивает, в конечном счете, способности к прогнозированию последствий тех или иных шагов и управлению людьми и сложными системами". АГАЩАЗ. Я даже смягчу требование до 20% с потока. ДАже до 10%. От успешно прошедших курс, разумеется, с положительными оценками.
Подозреваю, что
[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 08:20 am (UTC)
(Link)
"Ни одного человека " - ггггггггггггг. это даже не Хлестаковщина.
[User Picture]
From:wotanhotter
Date:September 8th, 2013 08:21 am (UTC)
(Link)
это риторический оборот. чуть ниже я снизил свое требование до вполне конкретного.
[User Picture]
From:wotanhotter
Date:September 8th, 2013 08:24 am (UTC)
(Link)
я к тому, что за подобную эффективность любую фитнес-методику давно бы уж запинали. Остается подозревать, что и нынешний курс истории нацелен вовсе не на указанные цели. В этом смысле я уж скорее соглашусь с Костей Крыловым о намеренной ампутации у населения в ходе образования интереса к реальным историческим, социологическим и тд теориям.
[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 08:32 am (UTC)
(Link)
соглашаться с Костей Крыловым это тоже забавно. Костя как и его учитель ДЕГ выдающийся тролль.
[User Picture]
From:wotanhotter
Date:September 8th, 2013 08:41 am (UTC)
(Link)
да мы уже поняли Ваш глубокий исторический подход к анализу действительности - в каментах одни дебилы (видимо, соприкасавшиеся с марсианской системой обучения истории), и тут такой в белом пальте стоит красивый...
[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 08:49 am (UTC)
(Link)
Вот и отлично. Автор поста скорее солидарен со мной кстати. Вы просто не в силах даже понять - о чём он. Впрочем из ваших способностей к логике всё видно - раз здесь в коментах несколько мудаков отметилось это вовсе не говорит что их большинство.
[User Picture]
From:aintlion
Date:September 6th, 2013 10:22 am (UTC)
(Link)
Тут палка о двух концах.С одной стороны Вы правы.Без знания ФАКТОВ никак не обойтись.Но Во многих случаях, изучение истории , биологи или даже физики заменяется тупым заучиванием фактов.Без изучения связей, теорий методов и.т.д.
Происходит это по двум причинам - так проще преподавать и так проще проверять.
[User Picture]
From:gourry_aka_pm
Date:September 6th, 2013 11:49 am (UTC)
(Link)
Проблема с изучением истории - она вместо развития логики и прочая (чем она реально полезна) в большинство голов вбивает совершенно эпическую линейность рельсовую мышления :(
[User Picture]
From:wotanhotter
Date:September 8th, 2013 08:25 am (UTC)
(Link)
я бы сказал - в ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство голов, увы.
[User Picture]
From:armadillo1
Date:September 6th, 2013 12:21 pm (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:dennis_chikin
Date:September 6th, 2013 05:31 pm (UTC)
(Link)
Зачем мучить детей алгеброй, этими бесконечными абстрактными формулами, иксами и игреками? Для чего школьнику знать устройство кровеносной системы ланцетника?

"Абстрактными" - совершенно незачем.
Или человек что-то для чего-то использует, либо забывает за 3 дня максимум.
"Использует" - это значит - именно использует, с целью и результатами, а не рукоблудствует.
[User Picture]
From:stierliz
Date:September 8th, 2013 06:30 am (UTC)
(Link)
в комментах торжество дебилов

> Go to Top
LiveJournal.com