Makkawity ([info]makkawity) wrote,

И последнее ко дню Победы.

Окончание текстов по ревизионизму как попытка ответа на вопрос «Что делать?».
Понятно, что государственная трактовка истории страны не может обойтись без государственных мифов. Однако во власти историков выстроить их так, чтобы нарисованная ими картина была ближе к объективной реальности, чем любые попытки ее оспорить.
Государство должно поддерживать интерес населения к истории как один из способов воспитания патриотизма. При этом обучение историческим дисциплинам должно включать в себя знание того аппарата, при помощи которого старшеклассники и студенты смогут при желании понять не только, что происходило, но почему и как это происходило. Здесь многое упирается в качество педагогов, но включить в учебники истории разделы, посвященные источниковедению и методологии исторического исследования, не так уж сложно для тех, кто профессионально этим занимается.
Корейский опыт создания под патронажем государства общественных организаций, занимающихся «борьбой с искажением истории», представляется достаточно интересным. При этом речь идет не только о способности представителей данных организаций вести аргументированные дискуссии, но и об обмене научной информацией, позволяющей пропагандировать русскую историю и исправлять явные ошибки, не навязывая при этом (это, пожалуй, главная ошибка южнокорейцев) свой государственный миф другим государствам.
Интерес масс к истории, характерный для эпохи перемен, должен быть направлен в определенное русло. Речь идет не столько о том, чтобы зажимать публикации ревизионистов (особенности нашего общества сегодня все равно сделать это не дадут), сколько добиться того, чтобы они прочно заняли нишу маргиналов. Это можно сделать, поощряя публичные дискуссии и написание критических трудов, в которых разгром ошибочной платформы должен быть убедительным, изложенным понятным широкому читателю языком и донесенным до него. Иными словами, мы должны обеспечить перехват инициативы на информационном поле.
Не надо бояться запретных тем, ибо если мы не будем подвергать их объективному анализу, этим будут заниматься ревизионисты, искажая факты в выгодную им сторону. Я думаю, можно издавать достаточно широким тиражом сборники документальных материалов, откомментированных так, чтобы у читателя сразу выстраивалось правильное понимание ситуации и времени, к которым они относятся. И самим поощрять исследования административной системы Рейха или вопросов коллаборационистов, дабы быть более подготовленными и способных бить врага на его поле за счет лучшего знания фактов.
Да, некоторые государственные мифы должны быть пересмотрены. Но пересмотр не означает неизбежное развенчание этого мифа как лишение события или человека мифологического ореола. Вместо одного мифа выстраивается другой, более объективный и соответствующий требованиям времени. Действительно, Иван Сусанин никого ни в какие болота не заводил, однако деяние человека, который пытали и казнили за то, что он отказался выдать местонахождение царя, тоже достойно памяти в качестве примера патриотического поведения. То же самое касается битвы на Чудском озере, которая остается знаменательным фактом российской истории вне зависимости от того, была она на льду или на земле.

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

[info]lelit

May 9 2005, 23:14:46 UTC 7 years ago

тут ведь какая проблема: вот человек ведет отряд врагов, прикинувшись проводником, заводит их в болото, они его там убивают, но и сами погибают. А вот - бой на льду, и тяжелые враги тонут, а легкие наши - над ними смеюцца. Это - красивые истории и красивые образы. Что будет, если их убрать? Еще один человек, которого пытали и казнили? *Просто* пытали и казнили, как тысяч других, даже не каким-то особо изощренным способом? Или - просто битва, как тысячи других, пусть важная по последствиям, как и многие другие? "Мифологический ореол" неудержимо развеивается...
Ведь что такое подвиг Сусанина? Это - часть "народного менталитета", вплоть до анекдотов ("мальчик, мальчик, а как твоя фамилия? Сусанин? Нет, спасибо, мы сами дойдем..."), это образ себя как умных, быстрых и легких, а не тупых и тяжелых, пусть даже сильных :), и так далее...
Как быть? Мифу нужны красивые истории. Исторической науке они даром не нужны, более того, она их опасается :). Противоречие, однако...

[info]makkawity

May 10 2005, 05:28:08 UTC 7 years ago

можно найти и придумать иные истории, которые будут не менее красивыми но не будут задавать лишних вопросов. С тем, чтобы их отрицание не стало отрицанием истории подвига вообще.

Я, например, сам был уверен что Сусанина вообще не было, а получился предок великомученицы прасковьи.

[info]irbis_ru

May 10 2005, 01:03:55 UTC 7 years ago

Согласен

Но наверное надо разделять по возрасту. Та же книга "История русской армии" читается хорошо уже только в подрастковом возрасте, да еще если интерисуешься. До этого "Ура мы ломим, гнуться шведы!" куда лучше имхо. Это как с картинками. Разница между художественным вымыслом (главное чтобы красиво) и исторической детализированностью мундира в работах серьезных.
И героике таки оставить место да.

Anonymous

May 10 2005, 14:05:05 UTC 7 years ago

from Mike

"Ура, мы ломим! Гнутся шведы!" написал тот же человек, что писал "Историю Петра". И, надо сказать, исторических ляпов в своих художественных произведениях практически не допускавший. Потому он и "наше все".
И ведь как грамотно сделано: Карл действительно, в этот день "в качалке, бледен, недвижим", хотя обычно любил покрасоваться в седле больше, чем Петр. У классиков надо учиться!

[info]sanchos_f

May 10 2005, 08:52:17 UTC 7 years ago

Костя, привет!
Это Саша.

[info]makkawity

May 10 2005, 09:33:42 UTC 7 years ago

который? %)))))

[info]sanchos_f

May 23 2005, 12:08:23 UTC 7 years ago

Смушкевич. Я обещал к тебе в ЖЖ стукнуться.

[info]makkawity

May 23 2005, 17:22:56 UTC 7 years ago

ок. добавил. сначала не сообразил кто из-за иной фамилии :)
не пропадай!

[info]sanchos_f

May 23 2005, 21:38:03 UTC 7 years ago

Да я и не пропадаю.
А добавлять меня смысла немного - я к себе ничего особо концептуального не пощу. :о)

[info]gekant

May 11 2005, 04:43:08 UTC 7 years ago

Согласен с необходимостью введения разделов по источниковедению и методологии. Как и логики, хотя бы формальной, для большего порядка в голове. Нужно не просто накачивать информацией, а учить самостоятельно её получать.
Но вопрос ещё в том, что сегодня учебники пишет кто попало и какие попало. По некоторым не просто нельзя учить, к ним на пушечный выстрел детей подпускать нельзя. Современная идеологическая муть выывает либо смех, либо отвращение. Но. Вот взял господин-товарищ Буров написал учебник по "Новой истории" для 7-8 классов в двух частях. Большой, красочный. Написал и не подумал, что учиться по этому учебнику должны будут учащиеся 7-8ых классов, а не студенты вузов. И они просто не могут переварить весь фактический материал, что напихал туда г-т. Буров в силу их возрастных особенностей. И уж тем более, они не могут освоить основные исторические процессы этого периоды, так как, видимо, боясь споткнуться о сложные вопросы капиталистических отношений, промышленного переворота, взаимоотношений рабочих и буржуазии, и тому подобного, Буров тщательно упрятал за громадой фактов всё то, что может коснуться идеологии. Открывая после этого советский учебник по "Новой истории", понимаешь, насколько профессиональные не только историки, но и педагоги, психологи, его писали. Когда работал в школе, если была возможность, активно забивал на всех Буровых, да, прости господи, Зуевых, и учил по старым советским учебникам. Понятно, там советская идеология была, но дети её сейчас с лёгкостью вычленяют, а где не могут - показывал, ну и давал цифры иные, новые факты к имеющемуся. Но в целом, со старыми советскими учебниками можно очень хорошо работать даже сейчас, несмотря на то, что они явно устарели, потому что они написаны ПОНЯТНО. Чётко, ясно, лаконично, о главном, удобно дополнять материал, удобно обсуждать и т.д.
Так, что, имхо, начать надо с малого - написать учебники. Современные и понятные.
Только вот никто этим не занимается. Да, и в целом, давно пришёл к выводу, что государственная политика в области образования направлена сейчас не на воспитание думающих людей, а на воспитание тупого быдла, которое бы перекладывало бумажки, жало кнопку или махало лопатой, искренне веря, что все века народ жил катастрофически плохо, а вот его освободили, и он должен быть счастлив, а значит и счастлив, потому что может набит брюхо попкорном на просмотре очередного блокбастера.

[info]truerps

May 22 2005, 09:53:05 UTC 7 years ago

Государственная политика в области образования выглядит столь же ужасающе беспомощной, как и почти во всех остальных областях.

[info]irbis_ru

May 11 2005, 15:17:28 UTC 7 years ago

Просьба сильно не пинать, экспромт на тему

Нас было десять на том холме,
Три сотни отправил враг,
Но каждый был умереть готов,
Тут, сейчас и вот так.

Штурм шел за штурмом,
Обильно холм, кровью солдат полит,
И каждый первый там ранен был,
А каждый второй - убит.

И пусть враги рвались вперед,
И пусть был мал наш отряд,
Но мы держали тот чертов холм,
Двенадцать суток подряд.

Пройдут года и найдутся те,
Кто скажут, плюясь слюной,
Все это лишь чепуха и ложь,
Картина была иной.

Не может десяток любых бойцов,
Три сотни врагов сдержать,
Их было больше, ну а хронист,
Любит всегда приврать.

Но верим мы в справедливость лет,
И средь визжащих слепцов,
Наши сыны воспоют в веках,
Подвиг своих отцов.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…