Makkawity ([info]makkawity) wrote,
@ 2009-07-06 14:35:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
На той неделе встречался с рядом специалистов, побывавших в КНДР, преимущественно инженеров, у которых кончился контракт по линии РЖД.
По итогам разговора могу сообщить следующее.

По ядерной программе.
Скорее всего, будет торг по модели, похожей на индийскую Возможно, без права на выработку плутония, которая есть у Индии. Важно, что бомбу КНДР не сдаст ни при каких условиях, и сегодня там практически не упоминают термин «денуклеаризация». Говорят об урегулировании или решении проблем, но не более.
Был большой митинг, посвященный запуску спутника в апреле 2009 г. Взрыв бомбы не праздновали: митинги собирались в ответ на «враждебные действия» и выглядели как демонстрация готовности «показать кузькину мать», если что.

О КЧИ
Ким Чен Ир похудел и, похоже, у него плохо работает левая рука. Есть ли у него на лице последствия инсульта, не видно, так как он носит большие темные очки и часто ходит в шапке.
Те, кто делает вывод об ухудшении здоровья Ким Чен Ира на том основании, что в элитной больнице поставили дорогостоящее оборудование, недопонимают, что в критической ситуации не Ким Чен Ира повезут в больницу, а больницу повезут к Ким Чен Иру. В каждой резиденции Кима есть полный комплект оборудования на случай, если с ним что-то произойдет. Что же касается больницы Понхва, то там есть целое отделение для тяжелобольных и коматозников из числа высшей номенклатуры.
Очень важное замечание. Вся северокорейская элита сконсолидирована вокруг Ким Чен Ира и четко понимает, что ее существование обеспечивается существованием вождя. Связывая свои интересы с интересами режима и понимая, что ни в случае военного конфликта, ни при объединении с Югом ничто не обеспечит ей нынешний уровень. Она готова считать вождем предполагаемого наследника, делая скидку на его возможную неопытность и помогая, если он будет не готов. Есть четкое понимание того, что любая иностранная держава не будет поддерживать всю элиту, тем более что в данном случае речь идет не только о высшей номенклатуре, но и о среднем классе, включая ИТР и младший офицерский состав. Этот момент очень сложно понять, не находясь внутри.
Преемник: пока стоит говорить не о наследниках, а о «тех, кто сейчас в фаворе», и сравнивать их нужно с Ким Чен Иром, когда он только-только начинал руководить культурой и его шансы занять место отца отнюдь не были 100% гарантированы. Упоминались Чон Ун, Чон Чхоль и Чан Сон Тхэк.

Об общем состоянии экономики
В целом все плохо, потому что валюты у КНДР нет, а товаров на продажу – тоже. Дело не только в скудном ассортименте, но и в репутационных рисках. Тот, кто купит северокорейский товар, может столкнуться с проблемами. Нет возможности для нормальной торговли, и именно поэтому северяне активно пробивают «политическое решение проблемы».
Очень мало промышленных новостроек. Сил хватает, в основном, на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть. Сталеплавильный комбинат в Кимчхэке стоит, т. к. не хватает угля. Кроме того, китайцы предлагают, чтобы КНДР поставляла им руду, а не металл. Возможно, из-за его невысокого качества.

Центральное отопление в домах есть, но чаще всего оно не работает (по совокупности мощности насосов не хватает, чтобы гнать наверх воду, и топлива не хватает). Поэтому обогреваются в Пхеньяне в домах и квартирах буржуйками, которые топят углем.
Из своего топлива – только уголь из тех шахт, которые не затопило. Пытаются строить небольшие электростанции для обеспечения конкретного объекта или района, а также – расчищать заваленные шахты. Энергетика – очень больное место северокорейской экономики. Вся нефть и другие углеводороды – только импортные. Основной вид транспорта в провинции – грузовой автомобиль, в кузове которого стоит газогенератор, работающий на угле, дровах или кизяке.
Санкции. Эффекта не дадут. Разве что будут проблемы с железнодорожным снабжением, но в ослаблении экономических связей больше виноват мировой кризис.
Железнодорожный проект. На фоне санкций все замерло, так как «инвестиционные проекты не рекомендованы». Однако речь идет о замораживании, а не о сворачивании проекта.

В этой связи проблема неурегулированного долга является для России своего рода оправданием при северокорейских попытках просить у России очередной кредит. Каждый раз, когда северяне обращаются к нам с этой просьбой, мы в ответ поднимаем вопрос об их долге и ничего им не даем. Так поддерживается статус-кво, и долг этот не растет.

Про поставки мазута. Россия, Китай и США выполнили свои обязательства полностью, РК поставила не всё, Япония вообще отказалась.

Сельское хозяйство: Распахано все, что можно распахать. + Сажают леса, проводя кампании, и все ходили с саженцами. Одновременно Ким Чен Ир запретил использовать на дрова строевой лес. Это к вопросу о том, что режим ничего не делает для борьбы с оползнями и воспроизведения лесов

Вне Пхеньяна уровень жизни ниже, однако, по утверждению коллег из Китая и Индии, «у них в родной деревне такая же разруха». То же самое касается и некоторых регионов отдаленных дотационных регионом России, - «между Иркутском и Хабаровским», но без пьяниц и маргиналов. Понятно, что проблемы у каждого свои, но в целом внешний вид людей и их уровень жизни сравнимы.
Вообще, чаще всего уровень жизни напоминал респондентам уровень жизни в СССР в первые послевоенные годы.


Отдельно о продовольственном вопросе:
В 2008 г. был почти рекордный урожай, несмотря на нехватку удобрений. Той угрозы голода, которая была раньше, нет. Разносолов нет однако 3000 калорий средний северокореец получает.
Но с едой, безусловно, скудно. В первую очередь, потому что на горных склонах хороший урожай можно получать только при использовании удобрений. Пока иностранных удобрений нет, в стране идет кампания по заготовке органических удобрений своими силами. Иными словами, сбор экскрементов и переработка их на удобрения.
Крольчатину и картофель на рынках продают, но неизвестно, едят ли их корейцы сами и насколько попытка пересадить корейцев на непривычную для них диету была успешной.
Много ресторанов, причем неплохих. И они за деньги, а не за талоны. Ходит в них разная публика и не только те, кого по виду можно отнести к номенклатуре.
Средняя продолжительность жизни, по европейским данным, выше, чем в России. Это связывают с более здоровой едой. Во всяком случае, когда жена коллеги респондента, работающего в КНДР, приехала рожать в Москву, врачи роддома отмечали, что такого здорового и полнокровного новорожденного у них давно не было.
Резюме: Полагают, что при минимальной подпитке извне КНДР может решать проблемы своей продовольственной безопасности.

О качестве рабочих и чиновников
Представления о каторжном труде северокорейских рабочих сегодня – фикция. 50 конвертов по заказу респондента клеили 3 недели. «Скоростной бой» сегодня означает не столько общий аврал, сколько набор обязательств для каждого отдельного человека. Выражение «Сделать по-нашему» («урисыгыро») явно имеет дополнительный смысл «через жопу».
Корейские рабочие хороши, когда нужно, например, разобрать руками брусчатое покрытие и собрать его обратно. Однако чем сложнее задание, тем больше проблем с качеством его выполнения. С другой стороны, на заводах рабочие по разным причинам скорее бьют баклуши, отсиживая положенные часы.
Чиновники: Ступор при ситуации, когда нужно выйти за рамки директивы. Очень малая способность представителей номенклатуры действовать по обстановке и принимать самостоятельные решения: вопрос замораживается до консультации с начальством.

О повседневной жизни жителей страны.
Одежда и внешность. Народ следит за собой и старается выглядеть подтянутым. Одеты в свое или в дешевый китайский ширпотреб. На ногах преобладают тряпочные тенниски и китайские пластиковые шлепанцы.
Примерное соотношение цен: 100 северокорейских вон = 1 руб. , 1 евро – от 4 до 5 тыс. вон, 1 доллар – 3700-4000 вон. Зарплаты северокорейцев чрезвычайно низки по европейским меркам. Пригоршня долларов.
Однако, несмотря на очень высокие цены в сравнении с формальной зарплатой, голода нет. Люди как-то зарабатывают себе на жизнь и это в основном всякая надомная работа (мелкий ремонт, шитье одежды, приготовление собачатины на заказ). Очень распространен бартер, в том числе – бартер услугами.
Попрошаек нет. Причем именно нет, а не «хватают, как только такой появляется». Исключение – беспризорники у рынков. Нет голодных глаз, нет массовой дистрофии и иных признаков истощенности, и это касается не только Пхеньяна.
Проблемы с водой. Постоянного водоснабжения нет. Поэтому при больших скоплениях людей очень чувствуется тяжелый запах немытых тел. Традиционно корейцы предпочитали ванне мокрое полотенце, а в КНДР эта традиция поддерживается нехваткой воды. Моются в банях. При этом или это бесплатная баня (посещение раз в месяц всеми членами народной группы), или за плату (иностранцам – за валюту).
Вода сама по себе чистая. Но в водопроводных трубах много ржавчины и отложений солей. Питьевая вода имеет от этого специфический запах. Поэтому российские специалисты пьют только бутилированную, чтобы не рисковать, хотя отравлений не было.

Городской транспорт. Частота движения – как в Москве в воскресенье. Транспортная сеть работает хорошо. Есть и трамваи, и троллейбусы. Но техника изношена и часто ломается. Асфальтировано 7 % автодорог.
Личный транспорт: ездят на разных марках легковых автомобилей, включая румынские машины, но японских и южнокорейских нет. Свой автомобиль «Пёнхва» - это подделка под китайский автопром (джип, микроавтобус, седан). Нединамичны, но ездить можно.
Очень много техники, которая в любой другой стране ушла бы на металлолом. Ее поддерживают в рабочем состоянии.
Новая сотовая сеть. 30 тыс. абонентов. Однако работает принцип «белого списка». Российский владелец такого телефона может позвонить домой или в посольство, но незнакомому корейцу он позвонить не может. Точно также не известный ему человек не может позвонить ему.
Много компьютеров, хотя и старых. Особенно много в школе. Это явно приоритет. С точки зрения респондента, северокорейские компьютерщики хорошо умеют копировать чужие технологии + по дешевке делают грамотный софт для зарубежных заказчиков. Интернет развит крайне мало, его скорость и пропускная способность низкая. Интранет больше напоминает единую библиотеку.

Один день в неделю – общественные работы на уборке урожая, строительстве дорог, благоустройстве территории.
Значки – официальные только с портретом Ким Ир Сена. Редкие – с двойным портретом Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, часть из них – самодельные.
Газеты уже рвут, в том числе используя их и в качестве туалетной бумаги. Исключение – те страницы, на которых есть портреты вождя.
Почти все мужчины курят.
Занавесок на окнах нет.
Велосипеды в Пхеньяне: есть особые улицы и особое время, когда по ним можно ездить. То есть, есть улицы, по которым запрещено велосипедное движение. Женщинам ездить на велосипеде запрещено. Видимо, из моральных соображений.

О Китае и китайцах
Отношение Китая к КНДР и к Корее в целом напоминает отношение России к Украине: это была наша территория, которая во время нашей слабости была отторгнута третьими силами, но теперь век позора заканчивается, и Китай восстанавливает в Корее то влияние, которое у него там было.
Вообще, КНР рассматривает КНДР как сырьевую и продовольственную базу в основном для приграничных провинций. Например, весь урожай морского гребешка, который в КНДР активно выращивают, полностью уходит в Китай. Страна зарабатывает валюту, как может.
Китайцы почти не ходят на торжественные мероприятия, таким образом показывая свое «фе»: мы просили их не взрывать, но они взорвали. Отношение к руководству КНДР как к меньшему злу, точнее то, что оно именно меньшее зло а не ситный друг, постоянно подчеркивается.
Китайский бизнес, особенно мелкий, никак не отреагировал на санкции, хотя китайское правительство в качестве укоряющего жеста закрыло границу на 15 дней.
Внутри КНДР китайцев очень не любят и считают их высокомерными и диктующими свою волю.

О повседневной жизни российского специалиста и контактах двух стран
Совместный бизнес работает туго, хотя руководство поддерживает его сверху. Препятствия – на местном уровне скорее из-за глупости или «синдрома вахтера». Многое зависит от сговорчивости и конструктивности конкретного чиновника на месте. Плюс очень сильная боязнь брать за что-либо ответственность на себя. Отсюда – стремление держаться строго в рамках инструкций, и проявляется это и в деловом общении, и в личном.
Массы относятся к русским в целом благоприятно, но не без влияния пропаганды. Реакция на белого человека примерно такая же, как в РК в 1990 г. Откровенно глазеют, но прячут детей.
Ким Чен Ир очень высоко оценил «Иронию судьбы 2». Также в Пхеньяне показывали по ТВ «72 метра», и это первый российский (а не советский) фильм, который имел такой успех.
Говорят о хорошей экологии и о том, что после Пхеньяна в Москве нечем дышать. Исключение – 2 часа с 7 до 9 вечера, когда все растапливают «буржуйки» и в воздухе стоит запах гари.
Контроль и прослушка, вроде бы, есть. Якобы подслушивающие устройства есть на всех машинах, а чекисты имеют запасные комплекты ключей ко всем машинам, на которых ездят иностранцы.
Магазин для иностранцев выглядит как среднего размера супермаркет.
Для иностранцев все цены завышены – и в быту, и в бизнесе. Северокорейцы пользуются тем, что у них монополия на рабочую силу. Иная культура труда. Все делают проще и безыскусно.
Почти нет полуфабрикатов. Поэтому процесс приготовления еды отнимает много времени.
В метро не пускают иностранцев-одиночек.



(26 comments) - (Post a new comment)


[info]ctigmata
2009-07-06 10:41 am UTC (link)
В КНДР улучшается положение. Это радует.

(Reply to this)


[info]atsman
2009-07-06 11:11 am UTC (link)
"Преемник: пока стоит говорить не о наследниках, а о «тех, кто сейчас в фаворе», и"
Почему-то все зациклились на магическом слове "наследник". :)
Если вспомнить историю восхождения Ким Ченира, то у него тоже период от первого назначения на государственный пост до официального признания "любимым руководителем" занял, дай Бог памяти...

(Reply to this) (Thread)


[info]makkawity
2009-07-06 11:22 am UTC (link)
вот-вот... я умаялся об этом напоминать.

(Reply to this) (Parent)


[info]mininuke
2009-07-06 11:20 am UTC (link)
Общался с одним человеком, говорил что в бизнесе КНДРовцы производят странное впечатление...теперь ясно что он в виду имел...

(Reply to this)


[info]dm_kalashnikov
2009-07-06 11:21 am UTC (link)
Спасибо, довольно интересно.

(Reply to this)


[info]yuri7751
2009-07-06 12:04 pm UTC (link)
"Ступор при ситуации, когда нужно выйти за рамки директивы. Очень малая способность представителей номенклатуры действовать по обстановке и принимать самостоятельные решения: вопрос замораживается до консультации с начальством."
Это ИМХО общекорейское. На разных уровнях.

(Reply to this) (Thread)


[info]makkawity
2009-07-06 12:14 pm UTC (link)
Знаю. но те с кем я говорил не видели южан :).

А вообще - очень интересное общее отношение.
Над понятно чем - ирония но беззлобная.
Скорее - сочувствие к стране которая трудно живет, но борется как умеет.
И рефреном - сравнивание с реалиями нашей глубинки.
Причем чем менее москвич респондент, тем меньше пафоса.

Ужас, конечно,но НЕ Ужас!Ужас!!! УЖАС...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mininuke
2009-07-06 12:21 pm UTC (link)
По полумертвым спившимся деревням сибири или ДВ РФ покатайтесь и поймете почему смешон пафос всяких там ужасаторов...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]makkawity
2009-07-06 02:04 pm UTC (link)
пока всем в треде это понятно.

(Reply to this) (Parent)


[info]laoxia
2009-07-08 09:19 am UTC (link)
Нифига подобного:) Это международное.

(Reply to this) (Parent)


[info]megakhuimyak
2009-07-06 01:03 pm UTC (link)
а проституция там есть? типа бартерная

(Reply to this) (Thread)


[info]techwork
2009-07-12 02:26 pm UTC (link)
Нет, только брак по расчету. Для высшей номенклатуры любовницы, они фактически наложницы и то не очень распространено. И для иностранцев некоторых, как правило высокопоставленных агентки выполняющие своё задание в том числе и изображая и выполняя функции проституток. Вообще это страна где парень с парнем может пройтись взявшись за руки и не у кого в том числе и у них и мысли не возникнет о госексуалиме. Тоже и с девушками. Да и замков в домах действительно часто нет. Есть всётаки достоинства у социализма.

(Reply to this) (Parent)


[info]lob_off
2009-07-06 04:14 pm UTC (link)
"Внутри КНДР китайцев очень не любят и считают их высокомерными и диктующими свою волю.": интересно, такое влияние сложилось также на фоне пропаганды? или идет речь, в первую очередь о тех, кто часто контактирует с китайцами? если это таки пропаганда, то интересная картина получается...

(Reply to this) (Thread)


[info]makkawity
2009-07-06 04:59 pm UTC (link)
те кто контактировал

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]laoxia
2009-07-08 09:22 am UTC (link)
а в чем еше проявляется китайское высокомерие кроме «фе»?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]techwork
2009-07-12 02:28 pm UTC (link)
В надменном поведении. Знаете как будто корейцы это недоделаные китайцы , типа лентяи и глупцы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]laoxia
2009-07-12 09:33 pm UTC (link)
А пример?:)

Кстати, а китайцы высокомерные только с КНДР-цами, или с южнокорейцами это тоже наблюдается?

(Reply to this) (Parent)


[info]macro11
2009-07-06 11:08 pm UTC (link)
Большое спасибо за информацию.
"Скорее всего, будет торг по модели, похожей на индийскую" - это тебе инженеры сказали?

(Reply to this) (Thread)


[info]makkawity
2009-07-07 06:06 am UTC (link)
нет, не инженеры %)
сам понимаешь, в ЖЖ выкладывать все указания на источники не могу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]macro11
2009-07-07 03:13 pm UTC (link)
Спасибо еще раз за выкладывание информации, я понимаю, что ты не можешь засвечивать источники.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]makkawity
2009-07-07 04:09 pm UTC (link)
не за что:)

(Reply to this) (Parent)


[info]alter_vij
2009-07-10 12:44 pm UTC (link)
ну в общем, то что я видел, только подтверждает всё вышесказанное - и сравнение с несчастными деревнями РФ и пр.

при любом раскладе, Северная Корея вызывает уважение

(Reply to this)


(Anonymous)
2009-07-10 09:40 pm UTC (link)
ваш приятель немного гонит:

1) японские машины есть, и много. пару лет назад был запрещен их ввоз, но уже ввезенные функционируют. Сейчас КЧИ объявил об идее из запрета, но самого запрета пока нет.

2) старые компьютеры в учреждениях с 2006-2007 года заменены в массовом порядке, еще в 2004 году слышал изречение КЧИ: "Над кореей дует компьютерный ветер!"

3) женщинам ездить на велосипеде запрещено официально по одной простой причине - повышенном травматизме и высоком количестве ДТП с участием женщин-велосипедисток. не удивлюсь, если реальная и формальная причины совпадают.

4) 4 тысячи вон за евро - это для туристов. Нормальный курс начинается от 5200 вон, причем просто в универмаге могут поменять, если повезет. Официальный курс - 180.

5) ГЭС застроена вся страна, в том числе новыми. Основная проблема с электроэнергией, вероятно, состоит в очень больших потерях в связи с линиями старого образца. Требует тотальная замена ЛЭП, это очень дорого и вряд ли возможно быстро.

6) /// Основной вид транспорта в провинции – грузовой автомобиль, в кузове которого стоит газогенератор, работающий на угле, дровах или кизяке. /// в провинции стало много велосипедов. Плюс есть и нормальные авто (не на дровах).

7) в нодон синмун пару недель назад была куча фоток КЧИ без всяких шапок, просто время года сменилось. А похудение заметно еще с прошлого года. Но он активно работает - это заметно. Страну накрывает волна за волной нового креатива.

лично на меня пхеньян в этом году произвел куда более лучшее впечатление, чем в прошлом и позапрошлом. это субъективно, конечно.

пользуясь случаем, вопрос: так железку вообще РЖД совсем не строит? Помнится, осенью 2008 года их несколько десятков человек приезжало в пхеньян согласовывать контракт.

(Reply to this) (Thread)

жду активного участия в этом ЖЖ :)))
[info]makkawity
2009-07-10 10:19 pm UTC (link)
может, назовешься? :) на крайний случай - в личку.

железку строят, но счас вроде на фоне санкций нет денег на строительство. строить однако намерены.

(Reply to this) (Parent)


[info]techwork
2009-07-12 02:49 pm UTC (link)
1. Японских всё же не много если речь идет именно о произведенных в Японии. То что многие воспринимают за японские это китайские "почти лецензионные" копии. Нет конечно есть у некоторых из номенклатуры Toyota Crown но их на всю страну хорошо если полсотни наберется, да не набереться, просто китай много выпускает похожих машин, это один из самых популярных для сдера дизайн. Есть подарки родственников или "подарки родственников" по принципу одна номенклатуре другая родне при чем это как правило самые экономичные и не прихотливые модели, бензин особенно высокооктановый боооольшая проблема, как и качественные смазочные материалы. Но это такие жалкие единицы что и говорить не приходиться.
2. компьютеры в школах всё таки относительно старые, правда и в России не фонтан. Новые только в самых приорететных учреждениях. Если Вас например приглашали на семинар в ККЦ то там оборудование наисовременейшее, постоянно обновляется а отработаное но еще вполне приличное идет дальше по иерархической лестнице в которой ККЦ находиться на уровне Ким Чен Ира.
3. Да
4.5200? это в каком универмаге ? А если говорить вообще курс очень сильно различается в разных местах и у разных людей. Понятно контрабандист гребешков и женшеня который готовиться удрать из КНДР заплатит куда больше чем простой челнок которому и здесь нормально . А челноки в КНДР есть и также таскаются с сумками как и наши в Благовещенске, особенно в 90е, хотя конечно не так открыто.
5. Основная проблема КНДР не в потерях а в том что ей обещают но так и не могут достроить нормальные реакторы мечтой бы КНДР была бы четырехблоковая АЭС на основе МКЭР-1500. Тогда о энергетическом голоде можно было бы забыть. Но им постоянно капают на мозги и элементарно не дают жить. Почему именно МКЭР-1500 ? Потому что у них есть залежи урана но небольшие и им нужен максимальный КПД.
6. да
7. Похудел это да но вот фото с сайта ККЦ видео с BBC .... два разных человека и в видео странный монтаж.

(Reply to this) (Parent)


[info]alter_vij
2009-07-11 09:42 am UTC (link)
слушайте, но ведь ездят же в сельской местности женщины на велосипедах. В Пхеньяне не видел, а в селе - видел

(Reply to this)


(26 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…